НАВЕРХ

Еще по одной и пора домой

Фото: ночной Новосибирск (photofile.ru, пользователь Missory)

С наступлением вечера количество автобусов и маршруток на улицах Новосибирска резко сокращается. О перспективах пересмотра графиков движения рассказали специалисты мэрии.

Хотя бы раз в жизни каждый горожанин попадал в неприятную ситуацию, когда поздно вечером из-за нехватки транспорта добирался до своего дома с великим трудом и за большие деньги. Особенно эта проблема актуальна летом, когда темнеет поздно, и иллюзия, что до ночи еще далеко, наиболее сильна.

Между тем, муниципальные автобусы и троллейбусы возвращаются в депо обычно уже после 23 часов. Коммерческие же маршрутки заворачивают в гаражи и того раньше – порой не дождавшись и 20 часов. Метро в этом случае тоже не может служить панацеей – во-первых, его линии в столице Сибири развиты крайне слабо, во-вторых, и оно закрывается в детское для загулявших горожан время – около 12 часов ночи.

Конечно, можно воспользоваться такси, услуги которого в это время чудесным образом дорожают по сравнению с «мертвым» полднем. Те, кто не боятся ночных километров, могут попробовать добраться до дома своим ходом, насвистывая для бодрости «Опять от меня сбежала последняя электричка». Однако Новосибирск – город крупный, и песенку эту придется повторить немало раз, пока родной жилмассив покажется на горизонте.

Учитывая известную претензию Новосибирска на столичность, невольно просится его сравнение в проблеме ночного общественного транспорта с двумя более признанными столицами – Питером и Москвой. И в той и другой официальное время окончания работы автобусов-троллейбусов приходится на час ночи. До такого же времени катаются в тоннелях метро и поезда. Правда, Санкт-Петербург в этом отношении немного оплошал – его станции закрываются для пассажиров через 30 минут после полуночи.

А вот Москва свою столичность старается отрабатывать на все 100%. Мало московским властям гонять общественный транспорт до часу ночи, они пытались решить проблему развоза доступным способом и более поздних пассажиров. К примеру, в 2005 году в «златоглавой» были введены специальные ночные автобусы, перевозившие особо неугомонных граждан с часа ночи до 5.30 утра. Стоимость проезда в таких машинах рассчитывалась по зональному принципу - проезд через одну зону стоил 10 рублей.

Впрочем, даже такая тарификация проезда (а его цена могла достигать в итоге 100 рублей) не помогла этим ночным маршрутам, и спустя полтора года их плавно ликвидировали один за другим. Очевидно, учитывая опыт московских коллег, новосибирские транспортные чиновники дали понять, что такие эксперименты они проводить не собираются. «После 21 часа резко сокращается пассажиропоток, и перевозка пассажиров в этот период становится нерентабельной практически на всех маршрутах города», - сообщил и.о. начальника Управления пассажирских перевозок мэрии Игорь Синельников.

Даже простого увеличения часов работы общественного транспорта новосибирцам в ближайшее время ожидать не стоит. Комплексное обследование пассажиропотоков, способное повлиять на эту ситуацию, в соответствии с приказом Минтранса РФ проводится раз в 3-5 лет. Последнее же такое обследование, по словам Синельникова, проводилось в Новосибирске в мае-июне 2004 года. Руководство новосибирского метрополитена также заявило, что поезда в подземке работать после 12 ночи не будут, так как «существующий график работы жестко регламентирован, и менять его никто не собирается».

Конечно, наиболее активные пассажиры могут попытаться отстоять свое право на поздние поездки, обратившись с соответствующей просьбой в мэрию. Тогда, как рассказал гендиректор транспортного предприятия «Лумиан» Михаил Лущик, чиновники обяжут Центр управления горавтоэлектротранспортом (ЦУГАЭТ) пересмотреть расписание на данном маршруте. В случае, если автобусы будут недостаточно востребованы, перевозчику придется доказывать убыточность маршрута, и, если повезет, попросить у властей какие-то дотации. «Сейчас все-таки в этом бизнесе местная власть диктует свои условия, - отмечает Лущик, - Если один из перевозчиков отказывается от предложения мэрии, то с ним расторгается договор, а его маршрут предлагают другим перевозчикам».

Стоит отметить, что одно из наиболее бедственных положений с ночным транспортом сложилось на направлении Речной вокзал – Советский район. Люди, пытавшиеся уехать в вечернее время в тот же Академгородок, жалуются, что после 22 часов это сделать практически невозможно. Любопытно, что по этому поводу у директора ЦУГАЭТ Ольги Рязановской совершенно иное мнение: «Это абсолютная неправда. Транспорт в Академгородок в 22 часа ходит». Таким образом, академгородковцам, отчаявшимся дождаться автобуса на Речном вокзале, нужно лишь довериться специалисту и подождать еще немного.

Максим Новосёлов, Sibnet.ru

Обсуждение (0)