Каждая четвертая звезда имеет свою Землю

Планета Прима Центавра. Кадр из фантастического сериала

Число "близнецов" Земли в нашей Галактике может оказаться значительно больше, чем считалось ранее. Почти каждая четвертая звезда, близкая по своим параметрам к Солнцу, обладает землеподобной планетой. Об этом свидетельствуют результаты широкомасштабного исследования, опубликованного в журнале Science.

Авторы статьи, Эндрю Ховард из университета Калифорнии и его коллеги, с помощью десятиметровых телескопов пять лет изучали движения 166 солнцеподобных звезд спектральных классов K и G (оранжевых и желтых карликов), расположенных не дальше 80 световых лет от Земли. Изучение отклонений в этих движениях позволило выяснить, есть ли рядом со звездой планеты и какую они имеют массу. Затем исследователи попытались понять, как меняется число планет в зависимости от обнаруженной массы.

"Полученные результаты свидетельствуют о росте количества планет по мере снижения их массы. 23% звезд обладают планетами, близкими по массе к Земле (от 0,5 до 2 земных масс)", — сделали вывод ученые. Они определили, что из 100 похожих на Солнце звезд одна или две (1,6%) будут обладать планетами размером с Юпитер, примерно шесть — планетой размером с Нептун, и около 12 будут хозяйками супер-земель с массами от трех до десяти масс Земли. Экстраполяция показывает, что планет с массой Земли должно быть 23.

Кроме того, поскольку в расчет принимались только планеты, находящиеся относительно близко к звездам — на расстоянии не более 0,25 астрономической единицы, то есть не больше четверти средней дистанции от Земли до Солнца — распространенность "супер-земель" может быть значительно больше. При этом некоторые из них способны оказаться в "зоне жизни" — на таком расстоянии от звезды, когда на поверхности планеты может существовать жидкая вода.