Александр Петров - единственный российский обладатель «Оскара» за мультипликацию. Он создает свои произведения в технике так называемой «ожившей» живописи, рисуя масляными красками по стеклу. Сибирякам повезло: они стали свидетелями рождения искусства большого экрана. ФОТО
10 сентября Александр Петров провел мастер-класс для учеников новосибирских художественных школ и встретился с горожанами. Десятки любопытствующих собрались в кинотеатре «Победа». Из подручных средств – рамки для афиш, штатива и нескольких ламп – соорудили маленькую имитацию рабочего стола художника, притушили свет, как перед началом самого обычного киносеанса.
За таким столом, создавая свои фильмы, Александр Константинович проводит по 12-14 часов в день. Пара секунд в кадре – два часа скрупулезной, кропотливой работы. Подсвеченный планшет с тонким листом пластика, над ним – камера. Рядом – краски, несколько тонких кистей, палочек, необходимых для выполнения контуров, тонких, светлых деталей, – их Александр Петров использует в работе редко. Главный инструмент – руки художника. Они, пожалуй, и есть главные герои показа: все, что происходит в эти часы за рабочим столом мастера, проецируется на большой экран.
Александр Петров стирает пробные следы краски с экрана, в полной тишине зала в его руках шуршит «целлулоид» – так кинематографисты профессионально именуют бумагу. Мелькает темный силуэт руки, только высвечено обручальное кольцо…
На экране сначала появляется след, потом цвет. Краски расползаются, заполняют все уголки, и вот постепенно из-под пальцев художника начинает проступать изображение. Сначала это какой-то размытый пейзаж: южное море, тропический берег – никаких деталей – обо всем говорят цвет, характер движения красок. Вот появился силуэт лодки, а на ней – человек, стоит, с выжиданием заглядывая в морские волны и осторожно подтягивая леску, – на глазах зрителей рождается герой самого известного оскароносного мультфильма Александра Петрова «Старик и море». Узнавая новую деталь, угадывая следующий предмет – зрители с удивлением выдыхают: «Это леска!», «Он бородку делает!», «Рука!».
Камера над столом наконец-то делает первый снимок: это только первый кадр рождающегося на наших глазах анимационного кино. Художник наметил контур следующей фазы движения персонажа и стал осторожно пальцами передвигать краску, наносить новые блики, новые штрихи. Еще двадцать минут – и старик Сантьяго ожил, подался вперед и подтянул леску. Зал разразился аплодисментами.
Теперь уже нашлись и смельчаки, готовые опробовать необычную технику создания анимации прямо на месте. Так был создан пятисекундный шедевр совместного творчества Александра Петрова и учениц новосибирских киностудий. Это было забавное превращение космического цветка во вполне земную улитку в пенсне и с волнистой шевелюрой. Так что в целом опыт совместной работы можно назвать удачным, хотя Александр Константинович считает свою технику для детей «сложноватой», а себя – плохим педагогом.
В ученики Александр Константинович берет только профессиональных живописцев. В своей анимационной студии в Ярославле он учит не рисовать, а «двигать живопись». Для него самого техника «ожившей живописи» уже стала визитной карточкой.
- Масляная краска – материал гибкий, пластичный, чувственный, а стекло дает свет и воздух. Темы моих фильмов прекрасно ложатся на этот материал, и расставаться я с ним пока что не собираюсь, – говорит Александр Петров.
Вдохновение он черпает в детстве и немного завидует знаменитому режиссеру Юрию Норштейну, который в мельчайших деталях помнил все свои детские переживания.
- Сегодня авторское кино в формате кинотеатра – явление чудовищно редкое, - говорит Александр Петров. – И вряд ли я успел чему-то научить молодых аниматоров, но думаю, что бациллу любви к рисованию красками по стеклу я все-таки забросил.
Дарья Шарко, специально для Sibnet.ru
P.S. Авторские мультфильмы Александра Петрова «Русалка», «Корова» «Моя любовь», «Старик и море» можно увидеть на сеансах кинотеатра «Победа» в течение всей недели.
Фоторепортаж о мастер-классе Александра Петрова смотрите здесь.