НАВЕРХ

День города огнепоклонников

Корреспонденты Sibnet.Ru выясняли, почему Новосибирск охвачен жаждой огненных шоу: даже только что минувший День города был насыщен символикой огня.

В теленовостях показали сюжет об открытии выставки художника-пирографа Николая Гладенко, который практикует особый вид живописи – рисует огнём по дереву. «Мне удалось справиться с огнём», – восторженно произнес Гладенко, а его супруга сообщила корреспонденту, что он посвящает творчеству каждую свободную минуту.

Сразу вспоминается новость о еще одном пиротехничном мероприятии в новосибирском Центральном парке: 27 июня на празднике «Город Огнеборцев» зрителям обещают возможность «фотографирования с куклой-брандмейстером и гигантским «огнетушителем». Но это все же праздник в честь 110-ой годовщины со дня образования городской пожарной охраны – однако и символом дня рождения Новосибирска являлся огонь (созидательный)!

Творческая концепция праздника упирает на то, что все новосибирцы молодцы, у каждого есть свой талант - и когда же еще его можно явить миру, как не в День города? «Созидательный огонь» подразумевает активное и созидательное действие, направленное на поиск среди горожан талантливых личностей. Цитируем с сайта мэрии: «Найди в себе искру, разожги из нее огонь, подари его людям».

Причём тут огонь? Не для того же его избрали лейтмотивом праздника, чтобы удобнее было называть отдельные мероприятия? «Огонь поющей души» – массовое караоке. «Огненное слово» – что-то вроде фестиваля СМИ. «Огонь зажигательных ритмов» – танцевальный марафон. «Огонь высокого искусства» – филармонический концерт. А ещё – «Огонь дружбы», «Огонь семейного очага», «Огонь вкуса», «Огонь мастерства», «Огонь надежды», «Огонь молодости», «Огонь скоростей» и так далее. Даже водный праздник в парке «Городское начало» организаторы окрестили не иначе, как «Отражение огней». Праздник проходит на набережной, а о самой воде – только вскользь.

Все-таки, что-то тут не так. Знаменитое огненное шоу в Первомайском сквере, регулярно вызывающее восторг случайных и не очень случайных зрителей, тоже можно считать элементом всеобщего помешательства на огне. Но заигрывать с ним опасно, этому нас учили с малых лет, а особенно в нашей стране, где всё с ног на голову.

Попробуем разобраться, как же огонь попал к людям.

Поскольку появление у человека огня стало ключевым событием развития цивилизации, огненная стихия всегда отождествлялась с богом или даже с несколькими. Согласно мифам огонь не всегда был даром небес, чаще его похищал для людей наделенный сверхъестественными способностями «культурный герой». Самый известный из них – Прометей, укравший огонь у ущербного бога Гефеста и поплатившийся за это собственной печенью. Мало кто знает, что огонь-то был все же изначально дарован людям, только верховный бог Зевс лишил их его, наказав за обман. Ведь люди вместо того, чтобы приносить богам в жертву куски мяса, стали оставлять мясо себе, жертвуя покровителям смазанные жиром кости. Надоумил людей, кстати, Прометей.

Кража сама по себе связана с обманом, но некоторые культурные герои бьют все рекорды. Например, вот каковы поверья бразильских индейцев кайапо: заблудившегося в джунглях охотника Ботока усыновил ягуар, почитаемый за верховного бога. Ягуар научил его охотиться и обращаться с огнем, а Боток убил жену ягуара, разграбил дом и утащил соплеменникам орудия охоты и горящие угли.

Но предания преданиями, а есть реалии. Психотерапевт Константин Дуплищев высказал корреспонденту Sibnet.Ru свои соображения о новосибирской страсти к огню: «Из мифов мы знаем о том, что огонь - привнесение духовного начала в жизнь человека. Когда Прометей дал людям огонь, они, поначалу представители животного мира, стали равны богам. Издревле огонь считался одной из самых сильных стихий, поэтому покорить его мечтали сильнейшие герои. Сегодняшнее увлечение огнем на праздниках, возможно, и есть отражение власти современного человека над стихией и природой вообще. Это еще и разновидность модных и актуальных ныне «адреналиновых игр», поскольку огонь всегда связан с опасностью. Однако я думаю, что символический смысл огня здесь более важен, и все эти костры и салюты - это всего лишь вариация языческого поклонения богу Перуну».

Кирилл Логинов, Ольга Ярославцева, специально для Sibnet.Ru

Обсуждение (7)