НАВЕРХ

Товар – лицом… и не только

Российские компании в погоне за клиентом уже идут на все: они раздевают своих сотрудников, фотографируют их на календари, а потом дарят эту продукцию партнерам. Говорят, эффект от демонстрации «товар-лицом» уже превзошел все ожидания. Мужчины-клиенты выстраиваются в очередь, стремясь, заключить контракт с шаловливой «мисс-июнь» или сексуальной «мисс-декабрь». ФОТО

В России уже было немало случаев, когда руководители самолично подписывали приказы «об обнажении» сотрудников. К примеру, в фирменном календаре «Экспобанка» снялись все сотрудники, от секретарей до руководителей. Женщины в возрасте от 20 до 33, демонстрировали неожиданную сторону банковской сферы, а их фотографии сопровождались провокационными слоганами, среди которых, был, допустим, такой: «Мы работаем в соответствии с Вашей личной просьбой».

По словам аналитиков, причина такого внимания к этому рекламному ходу кроется в национальном менталитете: в нашей стране календари не продают, а дарят партнерам по бизнесу и наиболее ценным клиентам, поэтому изображения на них должны быть… Скажем так - несколько интимными, чтобы каждый понял: это снято лично для него!

Справедливости ради надо сказать, что тяга к таким «порочным» календарям появилась не сегодня: знатоки утверждают, что первый календарь с «обнаженкой» проявился еще в 1904 г. Как говорится, ничто не ново под Луной.

Кстати, на общем российском фоне в этой сфере руководители сибирских компаний пока ведут себя скромновато. Креативные идеи в регионе есть у многих, но вот раздеть своих коллег до сих пор решились единицы. Среди первопроходцев – компания «Центр Финансовых Технологий», а также новосибирский филиал компании «Евросеть», который выпустил подарочный календарь на 2006 год с фотографиями топ-менеджеров в стиле «ню». Остальные же воплощают менее скромные, но не менее творческие задумки.

- Свой первый корпоративный календарь мы сделали в 2003 году, до сих пор считаю его лучшим и люблю больше всех, - вспоминает менеджер по рекламе журнала «Снабжение и сбыт» Ирина Савельева. - Идея была тщательно продумана дизайнером. Для черно-белого варианта мы красились и причесывались сами, но свет дизайнер ставил специально с фотографом и лично следил за съемкой, ведь главное здесь было уловить полутени. Потом нас отправляли в салон, где снова красили и причесывали, но уже для цветной фотосессии – под времена года. Это была импровизация: позже по готовым снимкам нас расставляли по месяцам. В итоге, календари моментально разошлись, у каждого клиента потом ещё долго на рабочем столе стояли календари, открытые на «своем» менеджере.

Идея второго календаря родилась в компании в 2006 году. Фирма решила закрепить успех.

- Тут был другой дизайнер, не «свой» (она нас не знала, за процессом не следила, а просто получила готовые снимки и из них собирала работу), - продолжает Ирина Савельева, - поэтому, на мой взгляд, вышло менее удачно, так как прошло на потоке.

По словам сотрудников журнала, эротическая тема мимо них не прошла. Увидев «ню-календари» в интернете, партнеры стали просить такие же… в исполнении менеджеров издания. Однако стойкие девушки на провокацию не поддавались.

- Впрочем, приближалось 10-летие журнала, и все понимали, что здесь нужен фонтан идей. Клиентам предполагалось вручение памятных подарков, но на этот раз вместо календаря решено было сделать игральные карты. Идея пришла так: изначально хотели сделать календарь с намеком на обнажение - но чтобы было очень красиво и не пошло. Но подсчитав, во сколько в этом случае обойдутся съемки и печать, решили искать альтернативы. Перебирали все возможные варианты, и карты показались самым удачным из них. Потом позвали профессионального стилиста, которая изначально решила, как нас разделить по мастям. Ну, а дальше – дело техники: макияж был профессиональный, специально под фотосессию, косметика специальная, прически подобраны под каждого индивидуально. Вообще, все прошло здорово, и клиенты потом даже аплодировали.

Тем временем, томские дизайнеры говорят, что заказы на «ню» к ним поступают часто. В основном это просьбы сделать личные подарки, предназначенные для мужа, жены, подруги и др.

- Фотографии, которые приносят на такие календари, чаще всего сняты в домашних условиях и никакой эстетической ценности не несут, - говорит дизайнер Дмитрий, - нередко фото сделаны обычными «мыльницами», а потом отсканированы. Просьба у клиентов одна: «Придумайте так, чтобы было красиво, как в дорогих журналах!» А как это сделать, если исходный материал почти весь – брак? Я считаю, если уж есть «обнаженка», то пусть она будет профессиональная.

По словам исследователей PR-продукции, реклама всегда была перенасыщена картинами эротического содержания, они появлялись даже там, где им не место. В этом смысле можно перефразировать известную фразу: реклама - двигатель торговли, только в современном мире секс в рекламе - двигатель самой рекламы.

- Сексуальные пристрастия - один из самых сильных человеческих инстинктов, - говорит психолог Елена Пархоменко. - Еще дедушка Фрейд говорил, что человеком движет жажда секса и власти. Использованием сексуальной символики в рекламе многие пытаются утолить эти стремления. Другое дело, как сами сотрудники на это реагируют. Скорее всего утверждение, что на фотосессию выстраивались очереди – преувеличение. Рискну предположить, что сниматься в «обнаженке» сотрудниц просто заставляли в приказном порядке. Однако совершенно другие эмоции вызывают костюмированные съемки: примерить на себя новый образ, сменить прическу и накраситься хочет любая девушка, а уж если это идет не в разрез с её нравственными устоями, да ещё и во благо компании – тем более.

К слову, сегодня самыми популярными корпоративными подарками и сувенирами, как и раньше, считаются календари, чайные чашки, ручки и блокноты с изображенной на них символикой фирмы. Видимо, интим-индустрия из столицы в регионы ещё не дошла. Хотя, кто знает, может, для нашего сибирского менталитета это и к лучшему.

Арина Молчанова, специально для Sibnet.ru

Фото предоставлены редакцией журнала «Снабжение и сбыт»
Обсуждение (6)