НАВЕРХ

В клешнях краболюдей

Иллюстрация с сайта sb-center.ru

Они утверждают, что без этой продукции мир сойдет с ума. Они набирают баллы и готовы продать Родину за право обладания «Бриллиантовым сертификатом», они отлично впаривают то, без чего вы прекрасно жили. Они – сетевики. И их территория влияния становится все больше.

Насильно мил не будешь

Подсчитать, сколько фирм, занимающихся сетевым маркетингом, сегодня работает в Сибири почти невозможно: их число растет с каждым днем. А уж, какое количество человек хотя бы раз пробовали их продукцию или пытались самостоятельно заниматься такими продажами и вовсе не поддается исчислению. Самыми первыми заявили о себе представители «Гербалайф», интригуя загадочными надписями на футболках: «Хочешь похудеть? Спроси меня, как».

Сетевой маркетинг (multi-level marketing) один из наиболее распространенных методов продвижения товаров и услуг. Идея сетевого маркетинга зародилась в Штатах, и основывается на том, что охотнее всего люди покупают вещи, которые нахваливают их знакомые. Вот потребителям и стали предлагать комиссионные в случае, если товар купят еще и их друзья.

Всегда шарахалась от сетевиков, как черт от ладана, рассказывает томичка Марина Авдеева,  никто из знакомых этим бизнесом не занимался. И вдруг – звонок на сотовый. Оказывается, преподаватель без моего разрешения поделился номером с одним из «бизнес-партнеров». «Как, вы не хотите надеть на себя рубашку удачи?» – удивленно воскликнул собеседник на мой отказ от встречи. Меня пытались втянуть в сеть, играя на чем угодно: на родственных чувствах, на неловкости перед преподавателем, на близком соседстве.

Устоять перед напором сетевиков, действительно, может не каждый. Они приходят домой и в офис, подходят на улице и в магазине, действуют через знакомых и с помощью социальных сетей в интернете.

Я работаю в Amway, рассказывает Ирина Малышкина, никогда не думала, что вступлю в эту компанию, однако теперь нравится. И парня своего подключила. Опыт работы пока небольшой, тем не менее приработок в районе 1500 рублей стабильно имеется.

О том, сколько из этих денег девушка потратила на путешествие на обучающий семинар в Красноярск, как много выложила за поездки по городу к клиентам и сколько душевных сил истратила на переговоры читай, уговоры она в расчет не берет.

Только сегодня, только сейчас

В некоторых сетевых компаниях на старте, приложив достаточное количество усилий, можно зарабатывать порядка 10.000 рублей в месяц. На первый взгляд, неплохой приработок. Однако поработать ради такой суммы все же придется. Часто сетевой бизнес называют бизнесом домашних хозяек, но это не так. В последнее время большой популярностью среди молодого поколения девушек пользуются косметические компании вроде Oriflame, Mary Key и Faberlic.

«Мы привезем любое средство, вы его попробуете и, только если оно понравится, купите. За качество – отвечаем!» словно заклинание повторяет дилер компании Mary Key Оксана Бражникова. Кстати, нашу продукцию вы не найдете в магазине, ее можно получить только у независимых консультантов».

На самом деле, это «кстати» несет в себе сразу несколько смысловых нагрузок. Во-первых, компании, занимающиеся сетевым маркетингом, экономят на том, что почти никогда не арендуют офисы. Есть склад и распространители, которые доводят продукцию до потребителя. Во-вторых, отсутствие товара в магазинах – своеобразный и, надо сказать, очень умелый коммерческий ход.

Срабатывает наша советская психология, ставит свой диагноз психолог Евгения Попова, - мы пережили дефицит, когда купить более-менее приличные вещи можно было только из-под полы. Этим активно пользуются сетевики. Они приносят товар на дом, при вас моют им раковину, стирают белье или используют в качестве косметики. И вот вам уже не хочется выпускать из рук чудо-порошок или диво-крем, и вы не думаете, что точно такой же по качеству и, возможно, даже дешевле по цене товар есть в любом магазине.

Сетевые компании, торгующие биологически-активными добавками, зачастую хитрят, рассказывает бывшая сотрудница управления большой сетевой компании Елена Сафронова. Если внимательно изучить этикетку, можно заметить, что в состав не входит ничего нового. И противопростудное средство, включающее красный и золотой корень, которые за скромную цену продаются в обычной аптеке, здесь вам будет стоить как минимум в три раза дороже. Тем не менее, продукция сетевых компаний проходит усиленный контроль качества – потому как в случае проблем с клиентами у правоохранительных органов к сетевикам двойные требования. Это легко объяснимо одно время в России строились целые финансовые пирамиды, обещающие людям панацею от всех бед и болезней.

Зомбирование бедных людей

Психологи уверены, что главная причина столь активного распространения сетевого маркетинга в России – низкое благосостояние наших граждан. Сетевики предлагают красивую сказку: они знакомят вас с успешными менеджерами, убеждают, что продукция приносит пользу. И вот в мечтах вы уже примеряете достаток в 300.000 рублей в месяц вместо нынешних 8.000, дорогую машину и путешествия.

Каждый, кто попадает в подобные фирмы, работает на энтузиазме и часто сам не замечает, что трудится себе в убыток, продолжает Евгения Попова. Фанатизм в компаниях поддерживается при помощи стандартных психологических приемов. Например, лично я слышала такой монолог: «Чтобы не дать погаснуть энтузиазму нужны три вида топлива: сила воображения создавайте яркие образы, питающие вас силой, созидательной энергией и страстью. Непоколебимая вера вы знаете, что продукты действительно приносят пользу. Образование и знания книги и кассеты являются вашим самым выгодным вложением. Это обычное зомбирование».

Запретить человеку заниматься тем ли иным видом бизнеса невозможно. Выбирать право каждого. По большому счету, мы все что-то продаем рекламу, товар, себя или информацию вопрос в том, как и когда это делать. Ведь каким бы хорошим ни был крем за 2500 рублей, предлагать его доярке, чья зарплата немногим больше этой суммы, просто кощунственно.

Арина Молчанова, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (28)