НАВЕРХ

Аудитор - незванный гость или защитник?

Фото с сайта www.srs-group.ru

В последнее время все чаще мы стали слышать упоминания об аудиторских компаниях, которые приходят в организации и проводят финансовые проверки. Причем проверки эти стоят немалых денег и проводятся обычно вполне добровольно. За что получают деньги люди с «автомобильной» профессией «аудитор»?

Аудит - это официальное подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности, составленной предприятием. Согласно действующего законодательства обязаны проходить аудиторские проверки открытые акционерные общества, государственные структуры, кредитные, страховые организации и инвестиционные фонды. Кроме того, этой процедуре должна подвергаться также любая компания, чей объем выручки за год в 500 000 раз превысил установленный минимальный размер оплаты труда. Сейчас в Сибирском федеральном округе, по оценкам самих аудиторов, на долю обязательных проверок приходится около 70% всех заказов на аудит. А учитывая, что крупных компаний становится только больше, работа у аудитора будет всегда.

С кем придется работать тому, кто решит связать свою карьеру с аудитом? Типичная компания-заказчик добровольной проверки - средняя по размерам организация, имеющая несколько собственников, не занимающихся оперативным управлением бизнесом. Либо, компания, продающая часть своего бизнеса стороннему инвестору. В этих случаях возникает необходимость получения объективной информации совладельцем. Специалисты называют среди причин для привлечения услуг добровольного или инициативного аудита также предстоящий тендер, на который необходимо предоставить отчетность, либо проверку налоговыми органами.

Не секрет, что задача практически всех российских предприятий - это уменьшение суммы налоговых выплат. И аудиторы здесь выступают в роли защитников от непредвиденных ситуаций. Специалист проверяющей компании всегда сможет оценить законность тех или иных операций, правильность отчислений и поможет компании избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов. Сергей Жуков, представитель ЗАО "Агнетство Консауд", подтверждает: «Собственников коммерческих организаций в первую очередь интересует налогообложение, расчеты с бюджетами и налоговые риски».

Еще один «непочатый край» работы для аудитора - государственные и муниципальные организации. Недавно они стали в обязательном порядке подвергаться аудиту. Согласно законодательства, подрядчик на такого рода услуги выбирается в ходе тендера, в котором принимают участие все желающие аудиторские фирмы, подходящие по определенным критериям. При этом, как отмечает Сергей Жуков, при проверке госкомпаний существуют четкие технические условия, а руководство организаций не вмешивается в работу аудиторов и не высказывает особых претензий в адрес подрядчика.

Если у аудитора есть желание работать с крупными федеральными компаниями, то полезно знать, что обычно они обслуживаются у федеральных аудиторских организаций. То же происходит и при смене структуры собственности, когда местные компании переходят под контроль крупных московских или иностранных игроков. Таким образом, отмечается перетекание клиентской базы в сторону Москвы, но участники сибирского рынка не склонны беспокоиться по этому поводу. Марина Патренина, директор по аудиту ЗАО «Аудиторская служба Нобл Компани», говорит: «На рынке наблюдается постоянно растущий спрос на услуги, который практически перекрывает отток местных клиентов. По мнению экспертов, рост рынка аудиторских услуг в 2007 году составил более 50% по сравнению с 2006 годом, и основную его часть обеспечили торговые, строительные и кредитные организации. Поэтому, даже сотруднику региональной аудиторской компании не стоит беспокоиться о том, что завтра он может остаться без дела».

Некоторые участники рынка ожидают возможных поглощений со стороны федеральных аудиторов. Это может производиться с целью приобрести абонентскую базу или нужных специалистов. А вот ожидать консолидации местного рынка против московских игроков пока не приходится. Как отметила Марина Патренина, даже в совокупности крупные по местным меркам аудиторские компании не смогут соперничать по количеству сотрудников и финансовым возможностям с крупнейшими международными и федеральными компаниями.

При растущем рынке и постоянно увеличивающейся конкуренции, неподготовленному клиенту становится трудно правильно выбрать аудиторскую компанию. Мы попросили помочь с определением критериев для выбора Сергея Жукова. На эти рекомендации стоит обратить внимание и тем, кто выбирает место новой работы. Если, конечно, вам не безразлична репутация вашей компании. В первую очередь он рекомендует обращать внимание на продолжительность работы фирмы - она не должна составлять менее пяти лет. «В то же время, желательно отдавать предпочтение компании, которая уже выигрывала тендер на право обслуживать государственное предприятие. В этом случае, ее компетентность уже проверена специалистами Росимущества», - поясняет господин Жуков.

Наличие штатных специалистов по налогообложению, аудиторов и юриста с опытом ведения дел в арбитражном суде также, по мнению Сергея Жукова, является подтверждением стабильности аудиторской компании. И еще одним важным моментом, на который также стоит обратить внимание, называется наличие страхового полиса, выплаты по которому покрывают возникающие у субъекта аудита риски.

Но не со всеми клиентами приятно работать. Сотрудник новосибирской фирмы на условиях анонимности сообщил, что зачастую компании, которым аудит навязывают акционеры, не только не готовы к нему, но и не заинтересованы в нем. Это происходит, когда менеджмент стремится скрыть финансовые махинации не только от налоговых органов, но и от владельцев бизнеса. «Когда по каким-то причинам акционеры находятся в Москве или за границей, топ-менеджмент, помимо бюджета компании, активно наполняет свой собственный. И даже если налоговую отчетность удается сдать, то хороший, заинтересованный аудитор все равно выявит нарушения. Разумеется, никакого прямого сопротивления сотрудники не оказывают, но бывали случаи, когда намеренно «терялись» или неверно оформлялись документы, отсутствовал «по техническим причинам» доступ к базам данных».

В то же время, практически все опрошенные участники рынка отметили рост добровольного аудита со стороны малого и среднего бизнеса. Руководство компаний начинает понимать, что сегодняшние затраты на аудит - это инвестиции в спокойное будущее, отсутствие финансовых рисков и возможность сосредоточиться на собственном бизнесе.

Евгения Миланова, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (1)