Астрономы нашли часть скрытой массы Вселенной

Иллюстрация с сайта www.bottlenose.demon.co.uk
Орбитальный рентгеновский телескоп XMM-Newton позволил найти часть скрытой массы Вселенной, сообщает группа немецких и голландских астрономов в статье, опубликованной в майском номере журнала Astronomy and Astrophysics.

Норберт Вернер и его коллеги смогли обнаружить в волокне, соединяющем скопления галактик "Абель 222" и "Абель 223", очень разреженный горячий газ. Около десяти лет назад была выдвинута теория, что часть недостающей массы Вселенной приходится именно на такой межгалактический газ с низкой плотностью.

Как известно, обычная (состоящая из атомов, барионная) материя составляет лишь около 5 процентов от массы Вселенной. 23 процента приходится на темную материю, 72 — на энергию. Но и барионная материя "найдена" не вся: звезды, галактики и обнаруженный на данный момент межгалактический газ составляют лишь около половины от этих пяти процентов.

Материя во Вселенной образует паутиноподобную структуру: скопления галактик — плотные узлы этой паутины. Десять лет назад астрономы предположили, что значительная часть недостающей барионной материи — очень разреженный газ — может находиться в волокнах этой паутины. Из-за низкой плотности обнаружить этот газ очень трудно — до сих пор это никому не удавалось.