НАВЕРХ

Не забудьте выключить телевизор

Фото с сайта <A target=_blank href=http://www.sosedi-online.ru/>www.sosedi-online.ru</A>

Не забудьте выключить телевизор

По телевизору смотреть нечего, региональная журналистика давно исчерпала себя, сибирское телевидение и вовсе умерло. Именно так заявляют сегодня многие пользователи интернета, которые попутно хвалятся отсутствием в их квартире телеящика. Они и сподвигли корреспондента Sibnet.ru побеседовать о сибирской тележурналистике с теми, кто в этом «ящике» работает.

Эпоха романтизма – так называют теоретики от телевидения начало девяностых. Тогда на волне демократии тут и там стали появляться телестудии. Их создатели думали не о деньгах, работали за идею. Чуть позже появился «Интерньюс». Его специалисты объяснили региональщикам, что такое «синхрон» и «интершум», предложили заграничные стажировки. Но век золотой был недолог. В начале двухтысячного произошёл передел медийного рынка.

- Закончились игры, начались бизнес-планы. А с ними и кризис региональной журналистики, - рассказывает корреспондент НТВ Наталья Ким, работавшая с 1998 по 2006 годы на томской телекомпании ТВ-2. – Раньше было чувство, что редакционный коллектив - одна большая семья. Потом ощущение, что все вместе делают одно дело, исчезло. Вместе с тем отношения с местной и региональной властью стали несколько неоднозначными. Однако мне кажется, лишь в Томске сложились более-менее лояльные отношения с чиновниками. Здесь СМИ приучили их к диалогу. Потому и называют наш город «аномальной зоной».

ТВ-2 – неоднократный обладатель ТЭФИ. Томичи получали статуэтки, отодвигая даже признанных корифеев каналов, вещающих на всю страну. Наталья Ким вспоминает, даже когда телекомпания стала принадлежать ЮКОСу, в уставе было написано: акционеры не могут вмешиваться в решения редакции. И уж тем более ни мэр, ни губернатор никакого давления оказать на редакционную политику не могли. К примеру, сюжет о том, что областная администрация одаривает в очередной раз инвалидов какими-то дарами, легко ставится в рекламный блок.

В конце 90-х-начале 2000-х на независимых телестудиях и оборудование было лучше, и их дизайнерские решения отмечались, как более интересные. «Сейчас тенденция поменялась, - отмечает Наталья. – Техническое оснащение в структуре ГТРК лучше. К тому же в Томске сменилось начальство на государственной телекомпании, пришло с ТВ-2. Потому теперь туда переманивают бывших коллег. Наличие социального пакета в этом помогает. Есть и ещё одна тенденция – массовый исход журналистов в Москву».

Подсчитывают телевизионные потери сегодня и в Иркутске. «Местное телевидение переживает не лучшие времена», - вздыхает председатель Иркутского городского отделения Союза журналистов России Андрей Фомин. До недавнего времени он был директором телекомпании «Город», потому ситуация известна ему не понаслышке.

- Меньше стало вообще незакомплексованных авторов и неказенных программ, - сетует Андрей Фомин. - И все это тем более грустно, что совсем недавно – пару-тройку, скажем, лет назад – казалось, что мы, если не впереди провинциальной России всей, то где-то в авангарде. Это доказывали авторитетные общероссийские конкурсы вроде «ТЭФИ-регион», «Новости – время местное» и «Премия Артема Боровика», в которых наши представители побеждали или занимали призовые места. Но, главное, интересность местного телевизионного вещания подтверждал зритель. Недаром по результатам специальных социологических замеров смотримость отдельных передач и даже блоков вещания иркутских телекомпаний была куда выше, чем телевизионных продуктов центральных каналов.

В последние годы медиа-магнаты пытаются получить как можно большую прибыль за счёт телеканалов. Журналисты всё чаще уходят в поисках достойных зарплат. Катастрофически сокращается время местного вещания.

- Москвичи, будь они руководителями федеральных каналов или представителями столичного бизнеса, действительно в массе своей убеждены, что местное вещание не нужно, - говорит Андрей Фомин. - Это бельмо на их красивом глазу. Это лишнее колесо в их славной телеге. Это даже, если хотите, удар под дых всему доброму, стильному, светлому, что делают сами москвичи (а только такое они, по их мнению, и делают).

О значительном кадровом потенциале и тех обстоятельствах, что не дали развернуться вещанию канала в полную силу, до сих пор вздыхают бывшие сотрудники «Сибирь-ТВ». Телекомпания просуществовала около года. Главный её продукт – новости – был в эфире и того меньше: с сентября 2002 до апреля 2003 года. Руководство тогда рассказывало, что для работы в этом проекте собирали лучшие кадры со всей Сибири. Неподконтрольная губернаторам телекомпания на местах нравилась не всем. Так, у новокузнецких корреспондентов случались проблемы во время съёмок даже открытых совещаний. Когда окружной канал закрылся, то часть приехавших журналистов так и остались в Новосибирске. Например, кемеровчане предпочли домой не возвращаться, пополнив и без того не малую местную диаспору.

Впрочем, некоторые молодые корреспонденты мнения старших товарищей о наличии цензуры и отсутствии журналистики на Кузбассе не разделяют. «По крайней мере, там не боятся показывать правду и огрехи подопечных. Свобода слова присутствует!» – уверяет Михаил Дорошенко, успевший поработать на нескольких кузбасских телекомпаниях.

- Я верю в убеждение, которое бытует давно, что Красноярск - это край непуганой журналистики, - признаётся Юлия Лебедева, продюсер и специальный корреспондент информационно-аналитической программы «Живые мысли», 7 канал, г. Красноярск. - У меня до сих пор вызывает очень сильное недоумение, когда я узнаю, что в том или ином городе практически любой текст вычитывают люди из администрации.

Главный продукт красноярских телеканалов – новости. Телекомпании в борьбе за зрителя идут на многое. Придумывают конкурсы за лучшую новость недели и месяца, снимают специализированные рубрики: звоните, ответим на все ваши вопросы, решим любую проблему. Боятся журналистов не только в ЖЭКах. Журналисты одного из каналов в борьбе за рейтинг честно пересчитывают количество обоев в магазине «Пять тысяч обоев», а потом делают разгромные сюжеты на тему «А на самом деле тысяч всего две». Или брызгаются известным дезодорантом и возмущаются, что девки не бегут толпами. Или отправляют обнажённого подопытного в магазин, проверяя, действительно ли соответствуют суровые реалии рекламе, в которой говорится, что даже голый там король.

- У каждого телеканала – свой зритель, - уверена Лариса Романова, главный редактор телекомпании ОТС, г.Новосибирск. – Не нужно ни обобщать всё телевидение в одно большое сибирское, ни делить его на маленькие-большие телекомпании. Всё индивидуально. Казалось бы, чем может быть интересна районная телекомпания из города с населением в 70 тысяч человек? Однако филиал Новосибирской областной телерадиовещательной сети - «Искитим-ТВ» неоднократный победитель конкурсов российского уровня, того же ТЭФИ.

Наталья Марьина, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (19)