НАВЕРХ

Права без обязанностей

Фото с сайта <A target=_blank href=http://www.canadaimmigrationservices.com>www.canadaimmigrationservices.com</A>

«Машину купил, права купил, а ездить не купил». Эта фраза не теряет своей актуальности последнее десятилетие, как не теряет клиентов рынок, где товаром являются водительские удостоверения. Ведь иногда купить права стоит дешевле и быстрее, чем получать их в автошколе.

Из-под прилавка

В Москве объявления о «помощи в получении водительских прав» можно встретить в каждом вагоне метро. Новосибирск в этом вопросе от столицы отстает: чтобы стать полноправным автолюбителем, минуя автошколу, придется не только раскошелиться. Предварительно придется посвятить время поиску: найти в городе того, кто поможет в этом почти интимном деле не так-то просто. Нет, продавцов как раз хватает, а вот смелости им не достает, зато осторожности – хоть отбавляй. Поэтому те сотрудники ГИБДД, которые лично заветный пластик изготовляют, никогда напрямую с клиентами не работают, между ними обязательно стоит посредник. Он находит покупателей, собирает с них необходимые документы, деньги и потом передает готовые права, конечно, получая свои комиссионные.

Желающему приобрести водительское удостоверение подобным путем искать нужно именно посредника. «Лучше, конечно, через знакомых, – говорит Константин, который уже два года является поставщик фальшивых прав. – Канал должен быть проверенным, желательно, чтобы хотя бы пара ваших приятелей таким образом уже получили «корочки». Иначе можно получить фальшивку, которую при первом же нарушении распознают, но и серьезней попасть».

Сам Константин работает с человеком проверенным, сотрудником ГИБДД, который делает все сам, без лишних людей, а значит, и рисков. «20 тысяч рублей и через одну - две недели права отдаем на руки,– спокойно сообщает Костя. – Нужна медкнижка и обязательно гражданство, даже прописка не является необходимой. Быстро, просто и никаких проблем в будущем – удостоверение настоящее».

Константин лукавит. Права, которые он продает, конечно, настоящие, но от проблем в будущем обезопасить на 100% не могут. Если однажды в ГИБДД в рамках борьбы с коррупцией решат провести несколько проверок, под одну из которых нечаянно попадет тот самый сотрудник, на поверхность могут всплыть имена всех тех, кому он однажды помог получить права с помощью своих полномочий.

Цена вопроса

Несмотря на это, клиентов у Константина меньше не становится. Вероятность того, что кто-то станет наводить порядок в рядах сотрудников ГИБДД, слишком мала, а вот желание получить права без лишних сложностей велико. Действительно, честный путь за руль автомобиля довольно тернист: это два месяца занятий в автошколе (в среднем по три часа в день три раза в неделю), несколько экзаменов, которые не всем удается сдать с первого раза, и конечно деньги. И если купить права стоит 20 тысяч рублей, то занятия в автошколе стоят в среднем 18 тысяч, сюда входит теоретический курс, прохождение мед. комиссии и 30 часов вождения с инструктором. Каждый дополнительный час внимания с его стороны будет стоить от 250 рублей, каждая повторная пересдача в ГИБДД – 100 рублей.

Тридцати часов за рулем новичку, как правило, оказывается мало, сдать с первого раза тоже получается не у всех, таким образом, примерная стоимость честного получения водительского удостоверения обойдется в 20-25 тысяч рублей. Поэтому многие предпочитают права купить: экономятся не только время и нервы, но часто и деньги. В основном на покупку решаются те, кто уже хорошо водит машину, и права им нужны только для легализации на дороге. Для этих людей это действительно оптимальный вариант: тратить два месяца на скучные лекции они не могут, не хотят, да и смысла в этом не видят, потому что водят уже давно. Но помимо них есть и те, кто так же уверен в своих водительских навыках, однако никто другой этой уверенности не разделяет. Кроме того, водительское удостоверение стало весьма популярным подарком, который некоторые мужчины преподносят своим подругам вместе с автомобилем. На вопрос о том, не чувствует ли он себя ответственным за те ДТП, которые происходят по вине таких его клиентов, Константин отвечает: «Они плохо водят не потому, что я им права помог сделать, а потому что ездить не научились. Это их ответственность, а не моя».

Каким путем идете, товарищи?

Алексей Казаков проходил обучение в новосибирской автошколе и уверяет, что ему удалось сдать на права только с четвертого раза лишь потому, что его «валил» принимающий инспектор. «Мне все время доставалось кольцо на площади Кирова, где проехать правильно просто нереально, – уверяет Алексей. – Хотя я вполне уверено чувствовал себя за рулем, пришлось пару раз проехать это кольцо с инструктором. Он и намекнул, что проще заплатить экзаменатору 4000 рублей, и «город» сдан, чем так мучаться».

Именно риск попасть в подобную ситуацию чаще всего толкает людей, которые не умеют водить, покупать права, а потом обучаться с инструктором отдельно. Им кажется, что инспектор будет всячески мешать успешно сдаче, чтобы в итоге «развести» на оплату экзамена. С этим не соглашается преподаватель Первой автошколы Галина Щербакова: «Вождение действительно сдают хуже, чем теорию, с первого раза это получается примерно у 60% учащихся, остальные с второго-третьего раза, – говорит Галина Михайловна. – Инспектор от количества пересдач не имеет никакой выгоды: оплата в размере 100 рублей идет через Сбербанк, а не ему лично. И вся информация о том, что ужесточаются нормативы, и сдать становится нереально, не имеет под собой никакого основания ». Как и слухи о том, что получить права новичку можно только с помощью взятки инспектору.

Покупку водительских прав можно сравнить с покупкой паленой водки: теоретически есть определенная выгода, и если повезет, то все останутся живы. Разница только в том, что выпить можно и в одиночестве, а вот садясь за руль с «палеными» правами, вы неизменно подвергаете опасность жизнь других людей, и, к тому же, нарушаете закон.

Евгения Смирнова, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (23)