НАВЕРХ

Админ vs юзер: очная ставка

Фото с сайта <A target=_blank href=http://www.nnm.ru/>www.nnm.ru</A>

Остроконечники и тупокончники, «виндовозники» и «линуксоиды» - люди всегда найдут камень преткновения, чтобы повоевать. Вот и такое обыденное явление, как персональный компьютер, раскололо человечество на две конфликтующие группы: рядовые пользователи и компьютерщики-профессионалы. Их взаимоотношения на производстве становятся порой непростыми, переплетаясь с личными обидами и непониманием. При этом, как говорится, ни одна из сторон не может жить без другой.

Из общей массы «офисного планктона», «геймеров» и просто пользователей выделяются те, кто работает с компьютером профессионально и с компьютером не просто на «ты», а на «слышь, ты». Их сравнительно немного, и это понятно. Непонятно, что почти все они поголовно считают, будто все человечество должно быть их уровня. В этом и кроется причина конфликта. И вот Sibnet.ru решил поставить эксперимент и провести очную ставку пользователя с профессионалом. Нужна ли такая компьютерная грамотность, рассуждает пользователь ПК, бухгалтер Анна Горкина, а комментирует ее ответы и выражает свое мнение о различных аспектах проблемы системный администратор Андрей Логовенко.

- Анна, вам приходится много работать с компьютером. Считаете ли вы нужным для себя уметь не только пользоваться определенными программами, но и устанавливать их, обновлять, решать несложные проблемы? Словом, хотите ли вы уметь делать с компьютером что-то, что в работе вам постоянно не нужно, но, в принципе, может понадобиться?

- Нет, однозначно нет. Моя задача включить компьютер, запустить 1С и работать в нем, что я и делаю. Если мне понадобится что-то установить или решить какую-то проблему, я позову администратора, это его работа. Сама я никогда пробовать не буду, вдруг сломаю что-нибудь.

Комментарий Андрея: Вот это стандартный ответ стандартного пользователя. Я еще могу понять, когда человек не хочет осваивать компьютер сверх нужных ему в работе вещей. Ну, неинтересно ему это или времени у него нет. А вот две обычные ошибки, которые есть в мышлении многих бухгалтеров и менеджеров. Во-первых, не надо думать, что админ на работе плюет в потолок и ковыряет в носу, а работа его состоит только в том, чтобы встать и установить вам программу или перезагрузить зависший компьютер. Админ тоже занятой человек, он работает с сервером, с базами данных. А, во-вторых, это пресловутое «вдруг сломаю что-нибудь» - не нужно бояться компьютера! В принципе, если все железо в порядке, а вы не бьете по системному блоку молотком, ничего такого, что нельзя было бы исправить, сделать с компьютером нельзя. Пользователи просто не понимают этого и боятся.

- Анна, если у вас случается проблема и вы зовете администратора, как вы объясняете ему, что у вас случилось?

- В большинстве случаев никак. Просто ничего не трогаю, и показываю ему компьютер в таком виде, в каком он был, когда случилась ошибка.

- А если он не может прийти и консультирует вас по телефону?

- Тогда я ему описываю все, что происходит на экране, он говорит, что делать. Если я не понимаю, я переспрашиваю.

Комментарий Андрея: Ох, если бы все было так просто! Хорошо, когда админ может прийти и увидеть все сам. А на деле многие менеджеры и бухгалтеры просто зажмуриваются в ужасе, звонят и сбивчиво, в истерике, начинают вопить, что ничего не работает. Даже если истерики нет, зачастую не могут сформулировать проблему конкретно. У админов есть такая шутка: «Говорите ясно, телепаты в отпуске». Это как раз об этом. Нужно пытаться формулировать проблему конкретно. Объясните, что вы делали, что именно случилось, если всплывают какие-то окна, прочитайте, что на них написано. Вообще, нужно уметь читать по-русски и по-английски. В большинстве случаев компьютер ясно говорит в таких окнах, что случилось и что нужно делать. У меня был случай, когда девушка набирала документ в Microsoft Word, потом хотела закрыть, а сохранить забыла. Компьютер выдал предупреждение. Девушка перепугалась и, не глядя, нажала «отмену». Потом попыталась закрыть снова, натолкнулась на то же предупреждение и стала звонить мне. Я заставил ее прочитать, что там написано, и она сразу все поняла.

- Анна, случаются ли у вас конфликты с администраторами и как вы стараетесь их избежать?

- А как их избегать, если они сами конфликты провоцируют? У меня проблема, а он не может прийти и решить. Еще и психует.

Комментарий Андрея: Админ, вообще, существо спокойное. Но, если ему приходится по десять раз на дню приходить к бухгалтеру и нажимать RESET, тут уж нервы не выдерживают. А бухгалтер никак не хочет понимать, что нужно всего-то одну кнопку нажать! Особенно, когда на сервере неполадки, менеджеры рвут на части, начальник вызывает, а тут надо идти к этому бухгалтеру и нажимать Reset. Все оттого, что люди боятся компьютера. Если человек сам пытался решить проблему и сделал еще хуже, я на него не буду ругаться. Что плохого в том, что человек нашел в себе мужество и решил попробовать сам? Человек учится, это прекрасно.

- Анна, существует любопытная статистика, согласно которой компьютерная грамотность населения за последние 10 лет не увеличилась, а уменьшилась. Как вы думаете, почему?

- Я думаю, дело в том, что качество образования снизилось. В том числе, качество компьютерного обучения.

Комментарий Андрея: Интересная статистика. У меня другое мнение. Мне кажется, требования возросли. Если 10 лет назад человек мог считать себя компьютерщиком, умея включать и выключать машину, то сейчас этого мало. Он сам будет понимать, что мало. А таких людей, которые за 10 лет ничему новому не научились тоже достаточно много. Но, по-моему, сам предмет этого статистического исследования бредовый. Что такое компьютерная грамотность? Где проходит общепризнанная граница между грамотностью и неграмотностью? Я этого не знаю. И, вряд ли, кто-то знает.

- Анна, а в чем вы видите решение конфликта между админами и простыми работниками?

- Мне кажется, нужно увеличить количество админов. Тогда они смогут разделять обязанности и эффективнее решать наши проблемы.

Комментарий Андрея: Мне кажется, ничего такой подход не даст. Нужно просто поголовно учить людей. Учить, прежде всего, не бояться компьютера. А то до сих пор есть такие пользователи, которые работают «обезьяньим методом», то есть запоминают или записывают когда, как и в какой последовательности кнопки нажимать. Нужно объяснить людям, что работа с компьютером - это не нажимание кнопок, а понимание происходящего. Вот и все.

Алексей Стрелец, специально для Sibnet.ru

Обсуждение (102)