НАВЕРХ

Твоя электронная судьба

Иллюстрация с сайта <A target=_blank href=http://sociologist.nm.ru/>sociologist.nm.ru</A>

Люди, которые помнят пригласительные коды в ЖЖ, уверяют, что он был создан и используется для продвижения идей. Иные, помладше, рассказывают, что нашли через него кучу друзей и даже мужа/жену. А социологи называют Живой Журнал, вкупе с «Моим кругом» и «Вконтакте», сборищем одиночек. Зачем мы вступаем в интернет-сети, и в чем смысл многочисленных поверхностных online связей?

ЖЖ vs корпоративный дух

Найти сегодня в офисной среде молодого человека, у которого нет своего аккаунта или профайла не так-то просто, но можно. Контент-менеджер Екатерина Сухих никогда не заводила ЖЖ, и, более того, не собирается этого делать, считая его чистой воды чушью.

- Если есть много мыслей, почему бы ими не поделится с друзьями, а не с виртуальными чужими людьми? - недоумевает Катя. - Уверена, что никогда не заведу его. Телефон и интернет и так отняли много времени у живого общения. Когда, например, вы последний раз ходили в гости? А если захочу вдруг явить миру свои мысли, то напишу книгу – ее хоть подержать можно будет.

На взгляд психотерапевта Игоря Ляха, таких людей, как Катя, в интернет-среде осталось очень немного. Корпоративная культура и формализм, царящий в офисах, вынуждают людей искать отдушины в интернете, где они могут свободно выражать мнения и эмоции. «Эта потребность общения с каким-то кругом близких людей и определения в нем своего места заложено в людях природой, - отмечает эксперт. – Но не всегда это можно сделать среди коллег, где, как правило, царит искусственность отношений и конкуренция. Естественно, желание открыто заявлять о своих чувствах и эмоциях рано или поздно прорывается, но не в рабочий контекст, а в электронный, неформализованный».

Однако уход от формального общения и желание проявлять искренние эмоции – это лишь первопричина миграции умов в интернет. Каждый при этом преследует свою собственную цель – привлечь внимание к себе и своей жизни, реализовать амбиции посредством влияния на аудиторию, определить свое место среди других юзеров и так далее.

- Мне, например, ЖЖ дает возможность выносить свое творчество на суд читателей, - говорит популярный блоггер leit (он же Вадим Шарапов), входящий в 50 топовых авторов Живого Журнала. - 90 процентов из написанного мной в нем - это «литературщина»: рассказы, стихи, какие-то заметки, оформленные так, чтобы их было приятно читать. ЖЖ - это неоценимое средство, чтобы выправить свой стиль, найти его, ведь суд читателей безжалостен и быстр. Написал ерунду - тебе так и скажут, да еще и не в мягкой форме.

Другой популярный блоггер zepp (и по совместительству шеф-редактор Sibnet Илья Стахеев), обращает внимание на «маскарадность» аудитории ЖЖ: «Для меня ЖЖ - это возможность реализовать свои графоманские наклонности и узнать, как живут мои знакомые, которые далеко от меня, - объясняет Илья. - Если же говорить вообще о блогах, они дают человеку возможность побыть, пусть и виртуально, в другой шкуре, и, возможно, реализоваться в этой ипостаси, невозможной для него в реальной жизни, но очень желанной. Романтику - попрактиковаться в цинизме, трусу - побыть отважным в виртуальных баталиях, бездарности - почувствовать себя поэтом, получив пару восторженных комментариев от таких же бездарностей на свои стихи».

А вот мнение о том, что ЖЖ – это сообщество одиночек, борющихся со своим одиночеством, наши эксперты не разделяют. «ЖЖ не является прибежищем одиноких людей, - говорит новосибирский социолог Александр Романовский. - Прежде всего, это очень мощный информационный ресурс, позволяющий получить более субъективную информацию об интересующих тебя вещах». С ним согласен и Игорь Лях, выделяющий, правда, «клиническую» группу юзеров, что целыми днями ходят по форумам, постам и сообществам, оставляя свой ник-ссылку. «Тут налицо неудовлетворенная потребность во внимании, - считает врач. - В этом есть уже некая невротичность, болезнь, так же, как в соревновании по количеству друзей, в разной степени присущем каждому пользователю».

Вконтакте без контакта

Чисто биологически человеку необходимо качественно и «в реале» общаться с 20-30 людьми. Это высчитали психотерапевты, исходя из теоретически возможных 20-ти детей плюс родственников и близких друзей. Если число «глубоких» контактов намного меньше, возникает чувство одиночества и, соответственно, потребность в общении. Тут-то на помощь и приходят различные социальные интернет-сети, где за пару дней можно приобрести несколько десятков «друзей». Илья Стахеев, сторонник теории изначального и безнадежного одиночества каждого из нас, считает, что именно для этого данные сети и создаются. Однако Игорь Лях предупреждает: большое количество поверхностных контактов, которыми мы пытаемся заменить несколько глубоких, никогда не перейдет в качество.

- Даже если люди, познакомившись через Интернет, потом встречаются в реальной жизни, они чаще всего разочаровываются в контакте, - констатирует психотерапевт. – В интернете человек создает себе некий образ, которому постоянно следует и который порой сильно отличается от него самого. При встрече же становится очевидным, что и темп общения не тот, и реакции не те, и мысли другие, в результате чаще всего таким «френдам» не о чем и поговорить.

Поэтому, по мнению Игоря Ляха, такие порталы людей скорее отдаляют, чем сближают. Ведь та неуловимая интимная связь, которая возникает у двух людей в реальном присутствии, в ЖЖ и сетях отсутствует. В итоге человек не только может потерять навыки этого личного общения, но и разочароваться в нем, поскольку виртуальное ему будет даваться лучше.

И все же нельзя не признать, что подобные сети – вещь насущная и необходимая. «Возникновение социально-виртуальных сетей объясняется ритмом жизни, в котором времени на общение в реале не остается - считает Александр Романовский. - Это и компенсируется виртуальной коммуникацией».

leit обращает внимание и на чисто прагматическую пользу сетей: «У кого ностальгия по старым знакомым, они дают возможность: пожалуйста, пользуйся поиском и ищи, общайся, назначай встречи... Тем, для кого важнее карьера, также предлагается изящное решение: заводи связи, отслеживай коньюнктуру, будь в курсе, ищи полезные знакомства, предлагай себя!»

Интернет для продолжения рода

И наши именитые блоггеры, и специалисты уверены, что сфера интернет-сетей будет бурно развиваться дальше. Ведь она дает безграничные возможности не только для общения и самовыражения – но даже более.

- Испытав желание приобщиться к какому-то сообществу, для многих интернет-пользователей становится актуальным выделиться в этой группе, - отмечает Игорь Лях. – А выделиться – это значит доминировать и при умелой политике получить авторитет. Это желание восходит, в свою очередь, к еще более глубокому – инстинкту продолжения рода. Ведь если я займу максимально высокое положение, ко мне «придут» лучшие представители противоположного пола, с которыми можно родить здоровое и красивое потомство.

В целом, и психологи, и социологи, и юзеры сходятся на том, что развитие интернет-общения – сугубо позитивный процесс. Ведь создавая «электронную грань» своей личности и проживая свою электронную судьбу, люди, по сути, ищут истинные человеческие ценности, которые не заменить даже самыми благими миссиями их компаний и корпораций.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (13)