НАВЕРХ

«Встречаются как-то русский, немец и американец…»

Фото с сайта <A target=_blank href=http://www.russia-tour.ru/data/i/1/1_13.jpg>www.russia-tour.ru</A>

Американцы – глупые толстяки, китайцы – хитрые коротышки, французы – распущенные лягушатники. Такие выводы мы делаем из анекдотов про иностранцев и светских бесед. В итоге с трудом понимаем иноземцев как в Сибири, куда они приезжают все чаще, так и за границей, куда бурным потоком несется наша молодежь. Разобраться в наиболее распространенных национальных стереотипах и понять, что за ними стоит, попыталась корреспондент Sibnet.ru.

Один француз – любовник, два – дуэль, три – революция

СТЕРЕОТИП ФРАНЦУЗОВ: утонченные, любвеобильные, открытые, стремятся к красоте форм. Непрактичны, любят лягушек и сыр.

Как объясняет языковед и преподаватель курса «Межкультурные коммуникации» НГТУ Евгений Соснин, корни любвеобильности французов и их стремления к красоте кроются в истории Франции.

- В 18 веке она играла огромную роль в становлении куртуазной культуры, которая как предполагала красоту форм, изящество и утонченность, - говорит Евгений. – Любвеобильность же и культ телесной красоты пришли в эту страну после того, как Европа сбросила с себя религиозные оковы. Здесь оно проявилось особенно сильно из-за лидирующего положения Франции, ну, и плюс французский темперамент.

А вот то, что французские женщины – образец утонченности и моды, на практике не подтверждается. «Стереотип французской утонченности, которую вы знаете, относится лишь к богатым французам Парижа, - рассказывает чилиец Жером Салас, проживший во Франции 15 лет. - Французские женщины больше беспокоятся о состоянии кожи и о естественности. То, что они всегда следуют моде – тоже миф. Мода французской женщины определяется ее собственным характером и стилем жизни».

Жером подтверждает, что французы очень открыты, вежливы и обладают тонким чувством юмора. Однако с французской непрактичностью сложнее: оказывается, меркантильность – одна из главных черт французских мужчин. Они экономят даже на подарках своим женщинам, а, приглашая их в кафе, платят только за себя. «Но если девушка выразит желание оплатить мужчине счет – наш ответ всегда будет «ДА!», - развенчивает Жером миф о галантных кавалерах. Новосибирский психолог Артем Ершов, у которого среди друзей много французов, отмечает также инфантилизм французских мужчин:

- Мое впечатление о французских мужчинах до 35 - это инфантильность и незрелость сознания, - говорит Артем. – Причины, я думаю, в комфортной обеспеченности французской молодежи, не позволяющей задумываться о грузе ответственности за свою и чужую жизнь.

Один немец – солдат, два – два солдата, три – три солдата

СТЕРЕОТИП НЕМЦЕВ: пунктуальные, деятельные, холодные. Обожают сосиски и пиво.

Как отмечает сибирячка Наталья Бормусова, уехавшая в Германию получать «вышку», пунктуальность немцев – это чистой воды миф. «Автобусы и метро действительно ходят точно по расписанию, минута в минуту, - говорит Наталья. - С поездами хуже, опаздывают, почти всегда. А вот людей пунктуальными вовсе не назовешь. Если для нас есть предельные 15 минут ожидания, то у них нужно просто ждать…»

Представление о холодности немцев тоже имеют мало общего с реальностью. По словам Натальи, они очень приветливы и улыбчивы. «Если продавец, отдавая вам чек, не сказал, улыбаясь, «Счастливого вечера» или «Хороших выходных», то можете смело считать его грубияном», - говорит сибирячка.

Евгений Соснин подтверждает, что деятельность действительно у немцев в крови. Наталья же уточняет: только в законные восемь рабочих часов. «После работы они задерживаются редко, а работать в выходные - это для них просто моральное преступление!»

Единственное, что остается верным в нашем представлении о немцах – это их любовь к пиву. Для них, подозревает Наталья, пиво – это вообще не алкоголь, оно продается даже в студенческих столовых. А вот пресловутые сосиски – скорее, атрибут Октоберфеста, и к стереотипам их причислять не стоит.

Укрывающиеся от ветра перемен

СТЕРЕОТИП КИТАЙЦЕВ: хитрые, странные, консервативные, дисциплинированные.

Китайцы – одна из самых загадочных наций на земле. Как говорит Евгений Соснин, причина – в самобытности их культуры, которая закрыта для европейских веяний и, вообще, всего нового. «В Китае очень медленно происходят различные изменения условий жизни, отсюда консерватизм его жителей, - отмечает Евгений. – Их культура и история не знали резких сломов, поэтому они – люди устоявшихся традиций, и навязать им какие-то свои новые идеи практически невозможно».

Дисциплина китайцев, которой поражались еще наши деды, конфликтовавшие с узкоглазым племенем, бросается в глаза и сегодня. «Китайцы - это удивительная нация, - рассуждает шеф-редактор Sibnet.ru Илья Стахеев, общавшийся с ними и в России, и в Китае. - Все полтора миллиарда можно выстроить в одну шеренгу и заставить делать то, что требуется во имя интересов Поднебесной. Плюс, китайцы очень чтут авторитет. Если ты выглядишь важно, у тебя есть какие-то атрибуты твоего авторитета, то к тебе будут относиться с большими почестями».

Многие русские считают китайцев хитрыми. Евгений Соснин утверждает, что за этим ярлыком стоят желание китайцев жить своим умом и принцип «срединности». «Они всегда занимают наблюдательную позицию и смотрят, чем закончится та или иная ситуация, делая по пути свои выводы, - говорит Евгений. - Это очень удобно, а кроме того, соответствует главному принципу даосизма «у-вэй», то есть, «не-деяние», уклонение от бессмысленной деятельности».

«Американцы верят в бога, потому что их бог – деньги»

СТЕРЕОТИП АМЕРИКАНЦЕВ: толстые, глупые, продажные, низкодуховные, лживые, недобрые.

По различным исследованиям, именно об американцах у нас самое невысокое мнение. Но при этом многие говорят о большом сходстве американцев и русских.

- Из всех иностранцев, с которыми я когда-либо общался, американцы наиболее похожи на нас, русских, - говорит новосибирец Михаил Белов, живущий в Америке периодами. – Единственное, чего в них не хватает – анархии, что ли… Они не могут представить, как это - не подчиняться правилам.

Эта привычка делать все по шаблону и породила у русских стереотип о глупом американце. Но Евгений Соснин находит и его реальное подтверждение. «В Америке существует два типа школ, - говорит он. – В одних образование идеальное, там готовят пятипроцентную элиту управленцев. А остальные 95 процентов, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Уровень грамотности в Америке очень низкий, по официальной статистике, каждый пятый не умеет читать и писать».

Продажность же, которую мы приписываем американцам, не что иное, как наша реакция на их «капиталистический» уклад. «Для русских это непонятно, как можно делать все ради выгоды, - говорит Евгений Соснин, - для американцев же во главе угла – прибыль. Поэтому мы считаем их не только продажными, но и бездуховными».

С лживостью и недобротой все просто, достаточно вспомнить американские дежурные улыбки, стандартный ответ «Fine» на вопрос «How do you do» и все в таком духе. «В условиях погони за прибылью открыть душу – это, фактически, проиграть. Слабые стороны тут же будут использованы соперниками и конкурентами, - объясняет Евгений. – Поэтому американцы носят «маски».

Русские: разрыв шаблонов

Основное, что мы знаем о себе из уст иностранцев – это пресловутые широта и загадочность русской души. Но вот что вещает американское руководство по поведению в бизнесе относительно русских:

- россияне – гордые люди, их нельзя унижать;

- они не так заинтересованы в деньгах, как вы, и легко могут отказаться от сделки;

- они будут подговаривать вас «обмануть систему»;

- как можно чаще показывайте недоверие к бюрократии и слепой власти;

- выпивайте с ними между встречами. Это один из самых легких способов «навести мосты».

На самом деле, о русском менталитете можно говорить бесконечно долго, особенно в России. Поэтому выделим главное, что поражает, а иногда просто бесит в нас иностранцев – умение выходить за рамки.

- Русских всегда угнетал официоз, обилие законов, жесткие правила и рамки, - говорит Евгений Соснин. – Поэтому умение их обходить у нас в крови. Вспомните – даже в детских сказках побеждал герой, который обладал смекалкой и хитростью и мог обходными путями пройти через все препятствия. Мы показываем всему миру и тем, кто с нами контактирует, что можно жить по-другому. У нас свои стандарты, свои взгляды на мир, и это многих раздражает.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Обсуждение (22)