Продажи алкоголя в России упали за полгода сразу на 15%. Эксперты связывают это с повышением минимальных розничных цен и общим подорожанием напитков. А также с целенаправленной политикой государства. А люди, тем временем, обратили внимание на «домашнюю продукцию».
Продажа алкогольной продукции в России (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) снизилась в первом полугодии на 14,4%, сообщила Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) со ссылкой на данные системы маркировки «Честный знак».
«Основной причиной мы считаем изменение ценовой конъюнктуры. Влияние на рынок оказали увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию с начала 2025 года и повышение минимальных розничных цен на алкоголь», — пояснил Росалкогольтабакконтроль.Наиболее резкое сокращение показала торговля слабоалкогольной продукцией (напитки крепостью до 20 градусов: вермуты, ликеры, коктейли и т.д). Их продажи упали на 89,1%. На 3,9% — виноградных вин.
Но наиболее показательная ситуация сложилась с крепким алкоголем. Водки в магазинах стали покупать на 6% меньше. Продажи коньяка упали сразу на 11%. И тут важны не цифры, а тенденция.
Новая антиалкогольная кампания
По мнению экспертов, тенденция к повышению стоимости крепкого алкоголя сохранится. Ситуация на рынке напоминает легкую версию антиалкогольной кампании времен перестройки, сказал «Известиям» независимый эксперт в области потребительского рынка Александр Анфиногенов.
В первую очередь падение идет в сегменте водки, потому что это самая крупная категория. Она тянет за собой всю группу крепких напитков, отметил глава информационного центра WineRetail Александр Ставцев.
Минимальная розничная цена за водку за пол-литра в 2025 году составила уже 349 рублей против 299 рублей годом ранее. Еще одна причина повышения стоимости — индексация акцизов.
По мнению президента ассоциации производителей «Русской водки» Владислава Спирина, ключевым фактором, определяющим цену, являются налоги. К ним относится не только акциз, но и налог на добавленную стоимость.
«В бутылке водки по минимальной цене стоимость спирта не превышает 10%, а налоги формируют более 50% конечной цены», — подчеркнул он.
Ко всему прочему, влияние оказывают вводимые отдельными регионами ограничения на розничную продажу алкогольной продукции по месту и времени, добавил глава ассоциации.
Спрос на домашний алкоголь
«Самая дешевая водка и самый дешевый коньяк на рынке подорожали, и потребление их сокращается. По некоторым признакам мы видим, что часть спроса перетекла в производство домашнего алкоголя», — сообщил Ставцев.
Анфиногенов считает, что повышение цен в низком ценовом сегменте приведет развитию самогоноварения, всплеску теневого рынка, ухудшению качества алкоголя и употреблению суррогатов.
«Все это чревато увеличением рисков для здоровья. Средний и высокий ценовые сегменты при этом существенно уменьшатся, сократив ассортимент», — заключил эксперт.