Новогоднее расточительство: почему праздник оставляет без штанов

Фото: © Sibnet.ru
Почему россияне, месяцами затягивая пояса под гнетом санкций и неопределенности, при приближении Нового года вновь выстраиваются в огромные очереди в магазинах и с легкостью тратят последнее? Социологи и психологи рассказали Sibnet.ru о причинах праздничного расточительства.

В этом году большинство жителей России готовы потратить на закупку продуктов для новогоднего стола от 5 до 15 тысяч рублей. Такие же суммы они готовы потрать на подарки для близких, сообщается в результатах опроса, проведенного «АльфаСтрахованием».

Привычки из прошлого

Многие потребительские привычки россиянам достались в наследство от советского сознания, когда люди готовились к празднику в условиях дефицита.

«Старались достать и приберечь все самое вкусное: горошек, кукурузу, заграничное шампанское, рижский бальзам, красную икорку. Крылатое выражение: "Не трогай, это на Новый год", — пришло именно оттуда», — прокомментировал директор маркетингового агентства WHAT ELSE Антон Новгородцев.

А современные маркетологи только усилили это поведение. Ноябрьские и рождественские распродажи, новогоднее чудо и подарки — все это подогревается рекламной индустрией.

«А в последние три года накладывается еще и то, что 2020-й, 2021-й и 2022-й были тяжелыми годами. Поэтому людям хочется просто отдохнуть и отвлечься от будней. Да пошло оно все! Куплю себе красной икры, дорогое шампанское и схожу в классную баню», — примерно такой мыслью сопровождается желание сделать себе праздник и порадовать себя и близких несмотря ни на что», — добавил Новгородцев.

Взрослые всегда дети

Люди оправдывают праздничное расточительство тем, что это «особый случай».

«Глубинная причина такого потребительского поведения связана с тем, что новогодние праздники позволяют нам окунуться в детство и дать волю нашему внутреннему ребенку», — сказала бизнес-психолог Ольга Дьяконова.

Внутренний ребенок (желания) — одна из субличностей человека, помимо внутреннего родителя (контроль) и внутреннего взрослого (решения). Внутренний ребенок торопится получить желаемое сразу в руки, чтобы как в детстве не столкнуться с оборванной потребностью, чтобы не услышать «нет».

#Новый год
Поздравить всех: что подарить на 100 рублей?

Также новогодний шоппинг многими воспринимается как «заместитель терапии у психолога». Потому что покупки и траты вообще способствуют немедленному улучшению настроения.

Человек будто окунается в лучшую жизнь, когда доступна самая красивая одежда, красивые вещи, дорогие угощения. 

«Трата денег делает наши мечты реальностью. И пусть хотя бы на несколько дней, но мы увидим улучшение нашей жизни, отношения к себе и отношения других к нам», — добавила бизнес-психолог.

Последнее вложение

Есть и экономические причины. Сам праздник, как культурное явление, и длинные каникулы требуют больших финансовых затрат.

«Для России пока характерен ежегодной рост инфляции, поэтому покупка в конце года каких-то товаров, которые могут стать еще дороже в следующем году, хороший способ оптимизировать будущие расходы», — сказал кандидат социологических наук, доцент Липецкого филиала Финансового университета при правительстве РФ Тимофей Башлыков.

Новогодние праздники — самые продолжительные по времени. Поэтому потребители логично стремятся сделать запасы из продуктов и товаров первой необходимости, чтобы не посещать магазины в дни каникул.

Еще по теме
Wildberries запустил курьерскую доставку из пунктов выдачи
Россия нарастила импорт вина из Европы
Россия продлила продовольственное эмбарго
Цена кофе на мировом рынке побила рекорд
смотреть все