Самый сильный: зачем России космический «царь-двигатель?»

Фото: © пресс-служба Минобороны РФ
Корпорация «Энергомаш» завершила огневые испытания двигателя РД-171МВ для ракеты-носителя «Союз-5». Установка подтвердила все изначально заложенные характеристики и готова к серийному выпуску. Зачем «Роскосмосу» потребовался самый мощный в мире «царь-двигатель»?

Тяга РД-171МВ превышает 800 тонн — это мировой рекорд для выпускаемых на сегодня установок. Если тягу перевести в более привычную мощность, то показатель РД-171МВ составит 246 тысяч лошадиных сил.

Безопасный и мощный

Двигатель в ходе испытаний проработал 1461 секунду за девять огневых испытаний без снятия с испытательного стенда, сообщается на сайте «Роскосмоса». Ресурс установки подтвердился, все силовые узлы выдержали нагрузку.

По словам гендиректора «Энергомаша» Игоря Арбузова, испытанный РД-171МВ имеет окончательный вариант конструкции. Подмосковное предприятие уже приступило к сборке второй установки. Фактически это означает, что «царь-двигатель» пошел в серию.

Испытания РД-171МВ
Фото: © пресс-служба «Роскосмоса»

РД-171МВ работает на экологически безопасной топливной паре «нафтил-кислород», его характеристики позволяют выводить на орбиту до 17 тонн груза. Тепловая мощность, выделяемая камерой сгорания двигателя, составляет 27 миллионов киловатт — как у крупной гидроэлектростанции.

Как создавался рекордсмен

Двигатель РД-171МВ — модернизированная версия двигателя РД-171М, которым оснащали ракету-носитель «Зенит». В свою очередь, РД-171М базируется на РД-170, самом мощном советском двигателе, разработанном для сверхтяжелой ракеты «Энергия».

Заложенный в базовой модели потенциал позволил создать целое семейство успешных ракетных двигателей. Так, мощный четырехкамерный РД-170 разделили «пополам», получив РД-180 с двумя камерами сгорания и тягой в 423 тонны.

РД-180 оказался настолько удачным, что его более двадцати лет закупали американцы — для запусков своих ракет Atlas V. Позднее РД-180 тоже разделили — получился РД-191 с тягой порядка 200 тонн, предназначенный для ракет-носителей «Ангара».

Разработка РД-171МВ началась в 2017 году — «Роскосмосу» потребовался двигатель для перспективной ракеты «Союз-5» («Иртыш»), которая по своей грузоподъемности занимает место между средней «Союз-2» и тяжелой «Ангарой». Кроме этого, РД-171МВ будут устанавливаться на сверхтяжелой ракете «Енисей».

Зачем понадобились новые ракеты

«Союз-5» — ракета среднего класса, которую создали на замену ракете-носителю «Зенит». Производство «Зенита» было прекращено после 2014 года — в связи с ухудшением российско-украинских отношений.

Между тем России нужна современная и недорогая космическая ракета, которая умела бы взлетать с любых космодромов, выводить на орбиту спутники и забрасывать космонавтов на МКС. Такой универсальной лошадкой должна стать «Союз-5».

Ракеты-носители космического назначения включают четыре основных класса: легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Согласно отечественной классификации, тяжелой считался носитель грузоподъемностью от 20 до 100 тонн, сверхтяжелой — свыше 100 тонн.

Что касается «Енисея», то этот гигант сможет выводить на околоземную орбиту порядка 100 тонн груза. Такая грузоподъемность нужна для дальних космических миссий — например, полета на Луну или Марс.

Официальная задача «Енисея» — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, а также выведение пилотируемых кораблей на околоземную орбиту. Без РД-171МВ и такой ракеты у России не будет космического будущего.

Еще по теме
Как можно полюбоваться метеорным потоком Акварид
Пять мощных вспышек произошли на Солнце
Открытую планету назвали именем персонажа из «Гарри Поттера»
Китай анонсировал создание обитаемой лунной базы
смотреть все