«Платон» поднимает тариф: что подскочит в цене?

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
С 1 февраля плата за проезд большегрузов по федеральным трассам вырастет почти на 8%. Перевозчики говорят, что снова потеряют часть прибыли, но в этот раз бастовать против «Платона» не будут. Наиболее ожидаемый эффект — рост цен на продукты, а не улучшение состояния дорог, на которое собираются деньги. По мнению экспертов, разрешить ситуацию может только РЖД, но никаких реальных мер к этому не предпринимает...

«Платон» (плата за тонны) — государственная система взимания платы в качестве компенсации трат на восстановление дорог с большегрузного транспорта массой свыше 12 тонн. На сегодня в системе — 1,3 миллиона машин. 

Изначально планировалось установить тариф в размере 3,73 рубля за километр, но после митингов и протестов дальнобойщиков плату снизили до 1,53 рубля за километр (с ноября 2015 года). Тариф впервые проиндексировали в июле 2019 года — до 2,04 рубля за один километр пути. С 1 февраля стоимость проезда повысят еще на 16 копеек, она составит 2,2 рубля.

За время действия «Платон» собрал в Федеральный дорожный фонд более 94 миллиардов рублей, они пошли на ремонт 2,7 тысячи километров дорог в 40 городах и субъектах. В их числе — мост стоимостью 94 миллиона через реку Цакирка в Закаменском районе Бурятии.

На что вырастут цены?

«Повышение тарифа системы "Платон" на 16 копеек, конечно, повлияет на себестоимость перевозок. Но не стоит думать, что из-за этого автоматически вырастут тарифы на грузоперевозки, а затем по цепочке подорожают и все перевозимые товары», — прокомментировал Sibnet.ru президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев.

По его словам, конкуренция среди перевозчиков высокая. Она нивелирует многие вещи, от которых мог вырасти тариф на перевозки. В ряде случаев перевозчикам удается договориться с грузоотправителями о компенсации расходов на «Платон».

«Хорошо, что индексация тарифа системы "Платон" в этот раз происходит с февраля, а не с июля. У предпринимателей была возможность спокойно подготовиться к предстоящему повышению, учесть его при заключении договоров с грузоотправителями на 2020 год. Но к сожалению, не все грузоотправители и не всегда готовы брать на себя эти затраты», — сказал собеседник.

#Автоправо
Штрафы за превышение скорости вырастут в шесть раз
Он добавил, что многим отправителям не важно, платит ли дальнобойщик за «Платон». Подобные заказчики ориентируются только на цену перевозки. В такой ситуации индексация, скорее всего, приведет к тому, что уменьшится маржа многих транспортных компаний.

Вице-президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Юрий Воронов считает иначе. По его оценке, нововведение неминуемо приведет к повышению стоимости перевозимых товаров. Больше всего подорожают продукты и вещи, цена которых наполовину и больше состоит из транспортных расходов, а себестоимость продукта небольшая, вроде пакетированных соков или геркулеса.

При этом повышение сильнее всего ударит по Сибири и Дальнему Востоку — из-за больших расстояний. 

По мнению Воронова, избежать роста цен можно было бы, если РЖД уменьшила тариф на грузоперевозки. Тогда многие возили бы продукцию на дальние расстояния по железной дороге, а не автомобильными доставками.

«Разрабатывалась сеть из семи хабов (разгрузочные узлы) на Транссибирской магистрали, чтобы до этих точек довозить по железной дороге товары, а затем фурами развозить дальше. Но эти хабы не были созданы. Железная дорога не считает, насколько будет экономия, если увеличится грузопоток. 30% у РЖД постоянные расходы, увеличиваешь поток, доля этих расходов уменьшается. А они считают заработок с тонны в километр — это неправильно», — отметил собеседник.

По его подсчетам, возить по железной дороге выгоднее, но без специальных разгрузочных узлов, производителям нужно думать — как загрузить и разгрузить, а фурами они довозят от порога до порога.

Повысили мало

Несколько копеек — слишком маленькое повышение тарифа для большегрузов. Они разбивают дороги, построенные на деньги простых автомобилистов, которых в 60 раз больше, чем дальнобойщиков, заявил ответственный секретарь Авто-Мото Ассоциации Алексей Носов.

«Это нездоровая ситуация, когда в стране с развитыми авиационным и железнодорожным транспортом на тысячи километров грузы возят автомобили. Они должны только подвозить товар к магазинам, а не колесить через всю страну, убивая дороги», — сказал Носов.

Он добавил, что обилие большегрузных автомобилей на трассах, к тому же, провоцирует аварии со смертельным исходом: «Это связано со снижением качества водителей, которых перевозчики привлекают. Если раньше речь шла про профессионалов, шоферы соблюдали правила, были вежливыми и выручали в пути, то теперь набирают кого попало».

Поэтому повышать плату надо на большие суммы, но при условии снижения тарифов РЖД. Тогда заказчикам будет выгодней будет пересесть на поезда.
Еще по теме
Как «прочитать» автомобильную дорогу
Самолет NordStar получил ливрею с рычащим медведем
Минтранс призвали запретить овербукинг
Желтая Lada Kalina Путина открыла движение на трассе «Сибирь»
смотреть все