Сибирские ученые разгадают тайну воронок в Якутии

Фото: © Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН

Сибирские ученые исследуют таинственные провальные воронки в Якутии, в отдаленном будущем они могут повредить дорогам и другой инфраструктуре, сообщает пресс-служба Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН.

Межмерзлотные подземные воды растепляют мерзлый песок и выносят песчаный материал, из-за чего на поверхности и образуются провальные формы рельефа, отметил заведующий лабораторией геоэлектрики ИНГГ СО РАН Владимир Оленченко. Этот процесс характерен для бестяхской террасы реки Лены в Центральной Якутии.

Большое количество свежих провальных воронок ученые обнаружили в районе ручья Улахан-Тарын, к которому приурочены круглогодично действующие источники подземных вод. Этот участок расположен в 54 километрах к северу от поселка Нижний Бестях. На противоположном берегу Лены находится Якутск.

В 500 метрах к юго-востоку от крайней воронки пролегает федеральная автомобильная дорога А-360 «Лена» — конкретно, 1102-й и 1103-й километр шоссе. Это единственная наземная транспортная артерия, соединяющая Якутск с остальной частью России.

В 2013-2015 годах этот участок трассы реконструировали. Ранее существовавшая грунтовая дорога была перестроена в шоссе с асфальтовым покрытием, а мостовой переход через ручей переделан в насыпь с водопропускной трубой.

В ходе реконструкции рабочие провели большой объем земляных работ – в частности, в долине ручья был вырыт котлован. В результате, дно долины было углублено на три метра. Ученые ИНГГ СО РАН предполагают, что именно это могло стать причиной появления очага разгрузки напорных межмерзлотных вод и умножения числа воронок.

Чтобы определить место потенциального провала, ученым необходимо знать геометрию межмерзлотного водоносного горизонта. Как отмечает Оленченко, наибольшую эффективность для решения подобных задач показали методы электротомографии и георадиолокации.

Для измерений сотрудники ИНГГ СО РАН использовали 64-электродную станцию «Скала-64» и георадар «ОКО-2». Наблюдения проводились в течение нескольких лет. Теперь у специалистов есть полная картина ситуации в районе шоссе.

По словам ученого, непосредственной опасности для трассы А-360 воронки покане представляют. При этом важно вести регулярный мониторинг — не исключено, что из-за тенденции к потеплению климата и таянию вечной мерзлоты, воронки в конечном итоге станут образовываться и в пределах дорожного полотна. Предотвратить такую ситуацию можно, если заранее обнаружить место потенциального образования воронки и изменить течение подземных воды в другом направлении.

Еще по теме
Наука объяснила секрет постоянного приземления кошек на лапы
Раскрыта причина быстрого разрушения ледников Антарктиды
Создан эффективный аккумулятор на водяном электролите
Ученые доказали правдивость важных событий из Библии
смотреть все