Год уже принес несколько поводов для радости поклонникам мастера ужасов — Стивена Кинга. Но на этой неделе на их жутковатой улице очередной праздник. На экраны кинотеатров выходит «Доктор Сон» — прямое продолжение культового «Сияния», почти сорок лет назад экранизированного Стэнли Кубриком. Посмотрим, чем в этот раз испугает зловещий отель «Оверлук».
Премьера в России:Страна, производство:
Жанр:
Режиссер:
Актеры:
Продолжительность:
Бюджет:
Возраст:
Сюжет: мальчик вырос
Много лет прошло после ужасающих событий, развернувшихся в отеле «Оверлук». Из напуганного мальчика Дэнни Торранс превратился в напуганного взрослого, заливающего литрами алкоголя пугающие воспоминания. Скитания приводят мужчину в хоспис, где он получает работу санитара. Экстрасенсорные способности Дэнни помогают смертельно больным пациентам безболезненно отходить в мир иной.
Съемки: сиять всегда, сиять везде
«Сияние» — одно из фундаментальных произведений в карьере Стивена Кинга. Будучи на тот момент еще начинающим писателем, в один из отпусков они с женой остановились в отеле, спрятавшимся где-то в горах Колорадо. Настигнувшие Стивена ночные кошмары вдохновили его на создание романа про населенное призраками место, наделенном телепатическими способностями мальчике и его сходящем с ума отце.
Работа над «Сиянием» в какой-то степени имела для Кинга терапевтический эффект. Одним из центральных мотивов книги стала алкогольная зависимость — болезненно знакомая для писателя тема. Стэнли Кубрик в своей экранизации несколько иначе расставил акценты в повествовании, снизил важность роли мальчика Дэнни и выдвинул на первый план старшего Торранса, сыгранного Джеком Николсоном.
Столь вольное обращение с первоисточником пришлось не по нраву Кингу, что привело к затяжному конфликту между ним и режиссером. По мнению писателя, Кубрик не понял саму суть произведение. Впрочем, это не помешало «Сиянию» войти в список классических фильмов ужасов.
Голливуд, внимательно наблюдающий за творчеством писателя, быстро взял в оборот его новый роман, о старте работ над экранизацией было объявлено уже на следующий год после публикации книги. Оглушительный успех новой адаптации «Оно» подтвердил, что зрители все еще заинтересованы в адаптациях книг Стивена Кинга на больших экранах.
Режиссером и сценаристом фильма назначили Майка Флэнегана — большого поклонника писателя. Постановщик успел снять такие ленты, как «Тишина», «Сомния», «Окулус», «Уиджи. Проклятие доски дьявола», а также поработать на Netflix, выпустив еще одну экранизацию Кинга — «Игра Джералда». Заглавная роль в фильме отошла британцу Юэну МакГрегору, его антагонистку, главу «Истинного узла» по имени Роуз-в-Шляпе сыграла шведка Ребекка Фергюсон.
Отзывы и сборы: яблоко от яблони
Перед Флэнеганом стояла сложная задача — совместить в одной картине сюжет романа-первоисточника с наследием «Сияния» Кубрика и «Сияния» Кинга, отчасти конфликтующих друг с другом. Большинство критиков считают, что режиссер со своей миссией справился. Пусть и с оговорками, но «Доктор Сон» получился достойным продолжением истории.
Как отмечает Оуэн Глейберман в своей статье для Variety: «Сиквел можно посчитать одним большим примечанием к оригиналу, но вернуться в этот жуткий мир все равно приятно». Вторят ему и отечественные рецензенты, например, Дмитрий Соколов: «Доктор Сон вышел весьма цельным и естественным фильмом, дополняющим сюжет Сияния, но не паразитирующим на нем».
Рейтинг «Доктора» на сайтах-агрегаторах Metacritic и Rotten Tomatoes составляет 60% в первом случае и 74% во втором. Это больше, чем набрали вышедшие в этом году «Кладбище домашних животных» и «Оно 2», но предсказуемо меньше, чем было у «Сияния».
По прикидкам экспертов, в премьерные выходные у себя на родине «Доктор Сон» может собрать от 25 до 30 миллионов долларов — это весьма высокий результат при умеренном бюджете фильма. В России «Бюллетень кинопрокатчика» ждет от картины 250 миллионов рублей за первый уик-энд.
Стоит ли смотреть
В одной из сцен «Доктора Сон» проговаривается не оригинальная, но жизнеспособная мысль — история циклична, и все рано или поздно повторяется. Это иронично, ведь по сути Юэн МакГрегор вновь играет Оби-Вана Кеноби, джедая-наставника, пусть и глушащего алкоголем свои позывы к Силе. А девочка Абра — его новый Энакин, вундеркинд с зашкаливающим уровнем мидихлорианов в крови.
Но это все фантазии, на практике Майк Флэнеган мог угодить в яму, в которой погребены другие экранизации культовых произведений. По крайней мере, так кажется поначалу — экспозиция торопится представить нам все и сразу, перепрыгивая с одной сюжетной ветки на другую. Еще и не забывая подкидывать отсылки к «Сиянию», большинство из которых пройдут мимо зрителей.
А вот с увлекательной историей, способной удерживать внимание на протяжении двух с половиной часов, не все гладко. Неспешный ритм, обилие диалогов, вязкая атмосфера могут ненароком усыпить неподготовленного зрителя, избалованного хоррор-аттракционами, пробудив интерес только к финалу, который открыто цитирует «Сияние».
Справились ли создатели картины с вызовами? Наверное, да. «Доктор Сон» — в хорошем смысле сложное и неглупое произведение, снятое опытными людьми, знающими толк в развлечениях экранными историями. В повествовании есть несколько слоев, каждый заслуживает внимания, да вот только искры в нем нет. Нет того самого пресловутого «сияния».