Погрязший в безразличии и жестокости город, болезненно худой комик с нездоровым смехом и ни одного человека в костюме летучей мыши на горизонте — так в 2019 году выглядит история о главном противнике Бэтмена. На экраны выходит «Джокер», уже успевший наделать немало шума. Экранизация комиксов DC взяла главную награду Венецианского кинофестиваля и явно нацелилась на «Оскар».
Премьера в России:Страна, производство:
Жанр:
Режиссер:
Актеры:
Продолжительность:
Бюджет:
Возраст:
Сюжет: смейся, паяц
Артур Флек живет в городе Готэме начала 80-х годов. Он мечтает о карьере стэндап-комика, но пока получается не очень. Шутки у него несмешные, да и проблемы с психикой усугубляют ситуацию — Артур страдает от приступов неконтролируемого смеха и регулярно влипает из-за этого в неприятности.
Неудачливый комедиант ухаживает за престарелой матерью, много лет проработавшей на местного богача Томаса Уэйна, и надеется, что одно успешное выступление однажды изменит его жизнь. Но пока все, что ему достается от окружающих — это безразличие, злоба и боль. Жестокий Готэм все сильнее сжимает Флека в своих тисках, подталкивая его к безумному перевоплощению.
Съемки: мы пойдем другим путем
Работа студии Warner Bros. над киновселенной DC напоминает игру в дженгу — башенку, где нужно переставлять деревянные блоки. Есть удачные ходы, но одно неверное движение — и вся конструкция завалится. Оценив все возможные риски, продюсеры пару лет назад решились на необычный ход — параллельно с основной линейкой запустить в производство самостоятельные проекты.
Первопроходцем стала картина о Джокере. За последние несколько десятилетий зрителям представили несколько экранных версий клоуна-принца преступного мира, и последняя из них — в исполнении Джареда Лето — далеко не всем пришлась по вкусу. Но отсутствие единого канона и противоречивость персонажа оставили простор для новых трактовок.
Постановку «Джокера» доверили Тодду Филлипсу, и сперва такой выбор удивил — режиссер наиболее известен своими легкомысленными комедиями, вроде трилогии «Мальчишник в Вегасе». Но Филлипс смог убедить скептиков в том, что ему по силам совладать со смесью психологического триллера и криминальной драмы.
К тому же режиссер получил весомое подкрепление. В работе над сценарием ему помогал номинант на «Оскар» Скотт Сильвер, ранее написавший «Бойца» и «8 милю». Среди продюсеров замечен Брэдли Купер, а музыку к фильму написала Хильдур Гуднадоттир, о которой все заговорили после феноменального успеха сериала «Чернобыль».
Главным же приобретением ленты стал исполнитель титульной роли. Хоакин Феникс ранее обходил стороной подобные проекты, но «Джокер» смог привлечь его внимание. Актер ответственно подошел к подготовке к роли: похудел на 20 с лишним килограммов, изучил истории людей с психическими отклонениями и отрепетировал сразу несколько видов жутковатого смеха.
Коллеги Феникса по площадке (среди них Роберт Де Ниро и звезда второго «Дэдпула» Зази Битц) рассказывают, что Хоакин выкладывался по полной и мог резко прервать съемки сцены, если чувствовал, что не справляется. Сам же Феникс признался, что работать над «Джокером» было интересно, но образ дался ему непросто.
Отзывы и сборы: теперь не до смеха
Фильм привлек немало внимания еще на стадии продакшна, а новость об участии «Джокера» в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля еще больше добавила ему авторитета. Совсем уж неожиданностью стал триумф на киносмотре — лента Тодда Филлипса уехала из Италии с «Золотым львом». Беспрецедентный случай для пусть и вольной, но все же экранизации комиксов.
Первые критики практически единодушно признались «Джокеру» в любви, но их восторг разбавили более сдержанные западные рецензенты, обвинившие картину в оторванности от текущих реалий, излишнем восхвалении насилия и попытках сыграть на сочувствии к отрицательному персонажу.
Рейтинг фильма на Metacritic и Rotten Tomatoes сейчас держится на отметках в 60% и 73%. Это меньше, чем у трилогии о Бэтмене Кристофера Нолана, но больше, чем у большинства остальных картин киновселенной DC.
Отечественной прессе лента преимущественно пришлась по душе. Антон Долин в своей рецензии на «Медузе» пишет: «Фильм Тодда Филлипса хорош настолько, насколько вы мечтали, а может даже лучше. Самый пограничный и радикальный проект, когда-либо выросший из мифологии мейнстримных комиксов».
Западные аналитики считают, что стартовые сборы «Джокера» в США могут достигнуть 90 миллионов долларов и поставить новый октябрьский рекорд, побив результат «Венома». Российский «Бюллетень кинопрокатчика» прогнозирует фильму полмиллиарда рублей за первые выходные.
Стоит ли смотреть
Авторы фильма сдержали все свои обещания.У них получился пессимистичный и драматичный триллер, вычищенный от супергероического лоска, но при этом не настолько оторванный от своей основы, как могло бы показаться. Дух комиксов незримо витает где-то рядом, и при взгляде на нового Джокера начинаешь думать, что именно так и превращаются в злодеев.
По настроению это все напоминает «Таксиста» Скорсезе — есть несколько стилистических и сюжетных пересечений. Плюс немного аукается «Машинист» с Кристианом Бэйлом — возможно, дело в худобе Феникса. После той протеиновой машины, какой он предстал в «Тебя никогда здесь не было», смотреть на его выпирающие ребра и торчащие лопатки физически больно.
Хоакин играет с максимальным надрывом и отдачей. Его Артур
Флек одновременно вызывает жалость и вселяет страх. Маленькая трагедия
маленького человечка выходит из-под контроля, когда на экране проливается
первая кровь. Будущий Джокер расправляет плечи и получает ответ на
хрестоматийный вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею».
Не заигрывая с фанатами, не боясь высказываться на серьезные и мрачные темы, «Джокер» делает большой шаг вперед, открывая двери для новых, не менее смелых экранизаций графических романов. Прежде в таких случаях было принято приводить в пример «Хранителей», «V — значит вендетта» и «Темного рыцаря». Теперь у кинокомиксов появился новый ориентир.