Рев мощных моторов, нарисованное сердце на голубом небе от группы «Русь», «лисица» под облаками и девушки-асы за штурвалом «Яков». Авиашоу в Мочище под Новосибирском побило рекорд по количество зрителей — около 100 тысяч человек. Четыре с половиной часа люди завороженно наблюдали за фигурами высшего пилотажа в небе.
Воскресные электрички в Новосибирске были полны с самого утра. Тысячи человек семьями ехали на авиашоу. Несмотря на то, что РЖД пустило дополнительные пригородные поезда до станции Мочище, найти «сидячее» место было сложно.
Возле станции пассажиры электричек пересаживались на автобусы до аэродрома, самые стойкие шли пешком три километра. Высаживая людей возле аэродрома, автобусы уезжали за следующей партией, а люди спешили на авиашоу.
К 10.30 возле летного поля собрались сотни человек. Многие располагались прямо на травке, устраивая спонтанный пикник. Над головами людей то и дело взмывали ввысь воздушные змеи самых разных форм и расцветок.
Мерный рокот толпы «разрезал» резкий, почти оглушающий звук двигателя Су-35. И откликаясь на яростный гул истребителя, зрители закричали, поднимая в приветственном жесте руки. «Сушка» делала в небе петли и пикировала вниз, к зрителям, пролетая совсем низко, легко разворочаюсь, словно красуясь перед собравшимися людьми.
Полеты проходили под музыку оркестра Новосибирской филармонии. После полета Су-35 в небо взлетел Ан-2. Полет «пузатого» кукурузника после стремительной сушки казался медленным. Но детям, которых многочисленные папы посадили на плечи, очень понравился солидный Ан-2.
«Лисичка» и Яки под облаками
Почти одновременно с Ан-2 в небо поднялся самолет ЕХ-360. Ярко-оранжевая «лисичка», как называют его в авиации, пролетал над головами зрителей и оставлял на голубом небе белый дымный след. Легко и свободно выполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа.
Самолет пикировал с высоты вниз, и, пролетая над полем на минимальной высоте, внезапно перевернулся, и зрители увидели пилота, который «висел» вниз головой и махал рукой ошалевшим от неожиданности людям. Его приветствовали, ему улыбались.
Затем в небе появились вертолеты Robninson, они несли флаги. Один из них — российский триколор. Мальчик, сидящий на плечах у папы, не выдерживали и звонко закричал во всю мощь легких от переполняющих его эмоций прямо в ухо отцу: «Это же Россия! Россия!».
Для детей это шоу — настоящий праздник. Они наблюдали за крылатыми машинами, парашютистами, и сами изображали самолеты в порыве эмоций.
После выступления парашютистов в небе появилась единственная в России женская пилотажная группа «Барсы» из Сургута. Они прилетают на шоу каждый год. И каждый год на самолетах ЯК-52 и Як-54 девушки показывают навыки высшего мастерства: «петли», «бочки», «зеркало».
За выполнением фигур внимательно следил Яков Покацкий — ветеран Великой Отечественной войны, обучавший пилотов в сложнейших условиях летному мастерству.
«Я учил наших ребят летать и воевать. Я летал все время на новых и новых самолетах, которые поступали на вооружение. И-16 — очень строгий самолет. Ошибок в управлении он не прощал, потом я летал на всех сериях Як. На всех поршневых истребителях, которые выпускали. А на реактивных не летал, был списан по болезни, авиация забрала у меня здоровье», — рассказывает ветеран.
Но ветеран и сейчас не думает унывать, он искренне гордится российской авиацией: «Вот, смотрите, что вытворяют», — указал он на небо и улыбнулся пролетающим на «Яках» девушкам–«барсам».
Впрочем, долго смотреть на шоу ему все равно не давали. Возле него постоянно собирались дети. Малыши рассматривали его награды и отличительные знаки, он же надевал желающим на голову свою фуражку. Это продолжалось, пока родители не уводили малышей.
Автограф в небе
В это время заиграл саундтрек из «Звездных войн» композитора Уильяма Джонса. И над аэродромом появилась пилотажная группа «Русь». Пять самолетов L-39 «Альбатрос» прилетели в Новосибирск из далекой Вязьмы. Ведущий заверил — они привезли в Сибирь не только шоу, но и хорошую погоду. Самолеты летели крылом к крылу друг к другу, почти не расходясь в небе. Синхронно поднимались ввысь и пикировали вниз.
Пока зрители наблюдали за пилотажной группой, ведущий рассказал, что эскадрилья сформировалась в 1987 году. «Приближались непростые 90-е. И ребята тогда уже понимали, как непросто будет сохранить пилотажную группу, но они сохранили ее и дали ей название — "Русь". Потому что в составе группы тогда летали ребята из трех братских стран — России, Украины и Белоруссии», — сказал ведущий.
Примерно в это же время самолеты научили летать с «дымами». Дыммашины конструировали инженеры-энтузиасты буквально «на коленке». Сейчас особый дымный след в небе — фирменный автограф группы «Русь». Самолеты раскрашивают белыми полосами голубое небо: фонтан, кружево и огромное сердце, которое самолет пронзает стрелой Амура.
А в перерывах между небесной росписью пилоты выполняют сложнейшие фигуры. Бочка-катушка для военного пилота не так сложна, и хотя «свернуть бочечку — это здорово, но в таком плотном строю это невероятно сложно», — объясняет комментатор.
После выступления группы «Русь» самые нетерпеливые и опасливые зрители потянулись к выходу. Люди хотели успеть на электрички, пока там не началось столпотворение. А в небе в это время появилась группа «Соколы России». Их зрелищное выступление фактически и стало завершающим эпизодом Авиашоу-2019 года.
Авиашоу под Новосибирском регулярно проводится с 2011 года. Это событие общероссийского масштаба. В 2019 году в шоу участвовали около 90 воздушных судов, более 70 парашютистов из разных регионов. Прошли показательные выступления пилотажных групп «Русь» (Вязьма), «Соколы России» (Липецк), «Барсы» (Сургут).