Новосибирцы восстановят самолет САМ-5 по фото

Фото: © НГТУ

Студенты факультета летательных аппаратов НГТУ начали восстанавливать по фотографиям самолет САМ-5-бис разработки известного советского авиаконструктора А.С. Москалева, сообщает пресс-служба вуза.

Летные экземпляры этого самолета и отдельные агрегаты планера, которые бы можно было использовать как образцы для восстановления, не сохранились. Полного пакта конструкторской документации также нет: студенты восстанавливают геометрию самолета, а также рабочие и сборочные чертежи его узлов и агрегатов по имеющимся фотографиям, сохранившимся эскизам и отдельным техническим документам.

«Самолет имел оригинальную аэродинамическую схему, мощную механизацию. Разработка конструкции планера самолета, изготовление рабочих чертежей, узлов и агрегатов хвостового оперения — это основная задача нашего проекта на первом этапе. Мы воссоздадим САМ-5-бис, который поднимется в воздух: его можно будет использовать для исторических съемок или праздничных парадов (например, на День Победы)», – рассказал профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ Евгений Подружин.

Предположительно работы по реконструкции самолета будут завершены через два—три года: в настоящее время идет проектирование конструкции планера, модель которого полностью восстановлена в графическом пакете «Компас». Далее начнется изготовление отдельных агрегатов его хвостового оперения.

«Кропотливая работа по реконструкции САМ-5-бис —возможность принять участие в реальном проектировании летательного аппарата, в его изготовлении, широко посмотреть на современное авиастроение, сопоставить характеристики, проанализировать достоинства и недостатки авиационных конструкций, произвести необходимые прочностные расчеты конструкции планера и просто порадоваться тому, что можно будет увидеть легенду в воздухе», — сказал Подружин.

Самолет будет летающей репликой, в воздух его поднимет оригинальный двигатель М-11, такие массово выпускались в до- и послевоенное время и использовались. Восстановление финансирует Фонд возрождения отечественной авиации.

Фото: © НГТУ

Появление в 1932 году самолета САМ-5 Александра Москалева стало существенным шагом в развитии отечественной авиации: эта машина стала родоначальником целого семейства САМов — пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 лошадиных сил. В 1935 годах в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов пбыл построен пассажирский самолет САМ-5-бис: с использованием в конструкции древесины, с двигателем М-11. Это был первый самолет, целиком созданный на Воронежском авиационном заводе.

САМ-5 прошел летные испытания под руководством начальника летной группы Воронежского аэроклуба А. Н. Гусарова, а затем был доставлен в Москву для проведения государственных испытаний. В отчетах отмечалось, что самолет по своей грузоподъемности и летно-техническим характеристикам выгодно отличается от существующих машин подобного класса.

Еще по теме
Компания Hikvision внезапно покинула российский рынок
Ростелеком показал первую базовую станцию для сетей LTE
Samsung показала первый в мире дисплей QD-LED
Победитель морского боя получит игровой роутер RT‑X
смотреть все