Кроме того, на базе МФЦ создадут институт омбудсмена по защите интересов заявителей. Он будет отвечать за то, чтобы власти реагировали на обращения граждан о нарушении их прав. Для этого центры будут расширять связи в том числе с прокуратурой. Приемные госструктур, контактирующие с населением и бизнесом, постепенно ликвидируют, приводят «Известия» проект реформы МФЦ, подготовленный Министерством экономического развития России.
«Минэкономразвития только начало разработку концепции МФЦ 2.0. В правительство мы должны внести ее осенью. Сейчас мы собираем предложения всех заинтересованных сторон и формулируем основные положения концепции», — сообщил изданию замглавы ведомства Савва Шипов.
Другие нововведения, предусмотренные реформой, — это передача в МФЦ функций по приему платежей за массовые услуги коммерческих компаний: естественных монополий, ЖКХ, страховых организаций, предприятий из социально значимой сферы. Кроме этого, они станут единым пунктом сбора биометрических данных россиян.
- По данным российского правительства, к 2019 году сеть МФЦ насчитывала 13 тысяч офисов и 50 тысяч окон. В ней работает свыше 70 тысяч специалистов, предоставляющих более 200 видов услуг. Ежегодно сеть МФЦ обрабатывает около 100 миллионов обращений граждан.
На стороне людей
Ключевая идея реформы в том, что МФЦ станут автономной госструктурой, действующей на стороне населения и бизнеса, независимо от интересов органов власти, сказал директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев. По его словам, новации должны поспособствовать тому, что госорганы станут активнее действовать в пользу граждан.Биометрия: как банки узнают клиентов?
Реакция на заявления или жалобы в госорганах, особенно в силовых, действительно не всегда соответствует правам заявителя, а зачастую ее просто нет, согласился замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский. С передачей в МФЦ функций приема и контроля за обращениями органам власти придется относиться к работе с населением более ответственно, уверен он.
Другим последствием реформы должна стать экономия бюджетных средств на содержание чиновников, добавил Брауде-Золотарев. По его мнению, численность госслужащих благодаря этому может сократиться примерно на 1–2%. По данным Минфина, количество чиновников в 2018 году составило около 1,2 миллиона. Расходы государства на работу с населением и бизнесом могут снизиться даже более значительно, поскольку услуги МФЦ предоставляются в основном в электронном виде.
Угроза сокращений, рост прозрачности и контроля за реакцией на заявления граждан неизбежно приведет к тому, что госорганы будут сопротивляться реформе и неохотно передавать свои полномочия в центры, уверен Головщинский. Госструктуры с самого начала не поддерживали передачу в МФЦ части их полномочий под предлогом недостаточной компетентности сотрудников центров, однако их функционал неуклонно рос и будет расти дальше, заключил эксперт.