Старатели ведут добычу россыпного золота в долине горной реки Ануй в Алтайском крае рядом с двумя уникальными археологическими памятниками — Денисовой пещерой и Карамой. Именно там найдены древнейшие следы пребывания первобытных людей. Учёные выступили против разработки месторождения, а добытчики ценного металла обвинили экологов в рейдерском захвате.
Освоение залежей может навсегда изменить ландшафт Ануйской долины. В этом археологи видят главную опасность. Им хотелось бы оставить её в нетронутом виде, поскольку вся она, а не только отдельные находки, представляют историческую ценность.Следы Homo erectus
Это место около миллиона лет назад населяли древние люди вида Homo erectus (человек прямоходящий). Долгое время в науке считалось, что это и есть то самое промежуточное звено — от человекоподобной обезьяны до человека современного вида.Homo erectus выходцы из солнечной Африки. Когда-то они начали заселять территорию современных Европы и Азии. Долина Ануя была прекрасным местом для жизни существ, ещё не умевших строить жилище. Там комфортный климат, а в случае непогоды можно укрыться к горных пещерах.
Повсюду много пищи как растительной, так и той, на которую нужно было охотиться. Живность тогда была крупнее и разнообразнее. Каких только костей не находили археологи в этих местах — шерстистые носороги, пещерные гиены, первобытные бизоны и многие другие.
Про Homo erectus в этих краях узнали недавно. Всё началось с исследования знаменитой Денисовой пещеры, расположенной там же на Ануе. В 1980-е здесь нашли зубы и фалангу пальца загадочных существ. При анализе едва уцелевшего белка учёные удивились — структура не похожа ни на один из отрытых ранее видов людей. Существу дали название человек денисовский. Он жил в пещере минимум 50 тысяч лет назад.Учёные поняли, что в окрестностях должны быть ещё следы древних людей и стали искать слои отложений эпохи палеолита по всей долине. Удача ждала на высоком берегу речки Карамы неподалёку от Денисовой пещеры — в 2001 году нашли орудия труда из гальки, сделанные руками древнего человека вида Homo erectus.
«Это были универсальные орудия. Бралась галька, делался острый край. Ею можно было и копать, и долбить, и резать. Использовалась как топор, долото, скребло. Датируется 800 тысячами лет. Это самые древние следы пребывания человека в Сибири», — рассказал участник той экспедиции, доктор исторических наук Михаил Шуньков.
В России немного настолько древних стоянок. Человеческих останков Homo erectus на Караме, к сожалению, не сохранилось.Ландшафт разрушен?
Добыча россыпного золота идёт в нескольких километрах от Карамы с 2017 года. За это время предпринимателям удалось извлечь 25 килограммов металла. По данным георазведки, на одном из участков можно добыть ещё 200 килограммов. Сколько всего золота под долиной, бизнесмены не раскрыли, сославшись на коммерческую тайну.
По заверениям представителей ООО «Ануй», ведущей разработку месторождения, археологический памятник находится за границей лицензионного участка. Однако стоило артели приступить к разработке, тут же поднялась волна протеста. К археологам присоединились экологи.
«Золото расположено в отложениях под рекой. Чтобы его добывать, русло реки отводят по каналу. Осушенный участок вскрывают. Выкапывают крышные породы. Складируют их. Потом промывают золотоносный песок, где содержится металл. Отработали такой полигон осушенный. Потом следующий участок по течению копают. По Аную это 49 километров. Это разрушение большого участка речной долины. Причём до полного разрушения», — выразил беспокойство эксперт Общероссийского народного фронта Алексей Грибков (Барнаул).
Экоактивсты выступают за то, чтобы работы срочно прекратились. Иначе под угрозой уничтожения оказываются краснокнижные животные и растения.«В долине обнаружены краснокнижные растения, в основном, занесённые в Красную книгу России. Это два вида орхидей: башмачок настоящий и башмачок крупноцветковый; кандык сибирскй, тюльпан одноцветковый, а также моллюск речная чашечка. По закону, в зоне, где встречаются редкие виды, хозяйственная деятельность запрещена», — сказал сотрудник Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Илья Дудин.
Археологи предлагают по-другому использовать экономический потенциал долины. Например, развивать туристические маршруты к Денисовой пещере и на Караму.
«Это природно-исторический ландшафт, в котором обитал древний человек на протяжении последних 800 тысяч лет. Сюда много приезжают туристов, иностранцев. И сейчас этот исторический ландшафт уничтожается. Всё изрыто, повсюду техника», — возмущённо добавил Шуньков.
Продать и отобрать?
Лицензию на добычу металла выдало федеральное ведомство Роснедра. На этапе оформления документов возражений от учёных, местных властей и экологов не поступало. В заключении от ведомственного учреждения «Алтайприрода» и Алтайского государственного университета говорилось, что редких и исчезающих видов в зоне добычи золота нет (копии документов есть в распоряжении редакции Sibnet.ru).По словам директора ООО «Ануй» Александра Лубенца, в компании трудоустроено около 40 жителей Алтайского края, в том числе мужчины из близ лежащих деревень. Уровень заработка варьируется, но максимум за смену работяга может получить 2 тысячи рублей. По итогам 2018 года предприятие заплатило около 5 миллионов рублей налогов.
Он добавил, что компания могла бы добыть и более 25 килограммов золота, но в прошлом году она работала всего 100 дней. Всё остальное время техника простаивала из-за большого количества судов и различных проверок на соблюдение экологических норм.
Пока доказать нарушения протестующим не удалось. В одном из процессов суд встал на сторону старателей. Экологи требовали завершить работы на основании той версии Красной книги, которая еще не была утверждена официально. Лубенец заявил, что новая редакция книги — это инструмент для давления на бизнес. А активность экологов назвал «рейдерским захватом бизнеса». Как добывают и воруют золото в Сибири«Когда вам продают лицензию и говорят, что никаких редких растений нет, когда вы потратили на геологическое изучение и сделали проект и всем стало понятно, что там есть золото в промышленных масштабах, приходите взять в аренду землю, ещё раз обращаетесь в Минприроды, а в соседнем кабинете Дудин пишет, что есть краснокнижные растения и работать нельзя. Это мошенничество, продавать инвестору, а потом отобрать», — сказал предприниматель.
По версии главы компании, за активностью экологов могут стоять недобросовестные люди, в чьих интересах избавиться от промышленников, а потом зайти на разведанный участок. Правда, доказательств этому нет.Самая экологичная технология?
Иногда добыча россыпного золота в руслах рек ведётся с использованием драги — плавучего комплекса, оснащённого различными приспособлениями для загребания породы со дна и обработки. В некоторых случаях промышленники применяют химикаты. По словам Лубенца, от этих технологий «Ануй» отказался. Добыча металла идёт с применением система замкнутого водооборота.«Эта технология очень чистая, там кроме воды и исходного сырья больше ничего не используется. Предусматривается система отстойников, как только где-то вода ниже по течению начинает мутиться, для предприятия очень большие штрафы, поэтому они за этим стараются следить. Вся вода в реке при этих не нужна, нужен только отводной канал для промывки», — объяснил суть метода доктор геолого-минералогических наук Юрий Клинин. Как рождаются «научные» алмазы
Технология широко распространена. В том числе с её применением ведётся добыча золота в Маслянинском районе Новосибирской области ещё с позапрошлого столетия. По словам Калинина, безусловно, при разработке месторождения гравитационным способом ландшафт меняется, как и при любой добыче ресурсов.
Согласно российскому законодательству, промышленники обязаны по завершению работ провести рекультивацию — то есть восстановить внешний вид местности и почвенно-растительный слой. Лубенец говорит, что в рамках рекультивации задумали многое: и углубить русло реки для противодействия паводку, и создать озёра с рыбой. С одним из питомников Алтайского края уже договорились о высадке саженцев сосен вдоль реки.Точку поставит суд
Сейчас идёт очередной судебный процесс между «Ануем» и экоактивистами. Суд обратился к независимой экспертной организации (Институту водных и экологических проблем СО РАН), чтобы та определила, насколько велик ущерб природе от работы золотарей. На одном из участков работы пришлось прекратить до завершения экспертиз. Результаты будут известны не раньше июля.