Будущее спецназа: как получить диплом командира

Фото: © Sibnet.ru
Ежегодно Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ выпускает дипломированных специалистов, способных командовать целой группой хорошо подготовленных бойцов спецназа. Накануне Дня защитника Отечества Sibnet.ru узнал, какие требования вуз предъявляет к курсантам и чему именно обучают на единственном факультете сил специального назначения Росгвардии.

Попасть внутрь здания Новосибирского военного института (НВИ) непросто. Вход чрез досмотр и только в сопровождении военнослужащего. По-другому никак — секретный объект. Здесь работает единственный в России факультет сил спецназа. С 2016 года НВИ входит в структуру Росгвардии, которая объединила спецназ внутренних войск, ОМОН и СОБР (ранее входили в МВД). 

Спецназ участвует в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. К сегодняшнему дню, по сравнению с началом 2000-х, подпольных бандформирований осталось не так много, но они не менее опасны: хорошо обучены, вооружены, умеют тщательно конспирироваться и технически «прокачены». В основном, под видом борьбы за чистоту веры занимаются рэкетом и грабежом. 

Правила приёма

Задача любого спецназа — незаметно подобраться к противнику и уничтожить его без потерь среди личного состава и гражданского населения. Каждый боец обязан в совершенстве владеть оружием, боевой техникой, быть сильным и выносливым. А потому требования к абитуриентам, а тем более, студентам очень строгие.

Ежегодно на факультет пытаются поступить сотни парней. Желающему участвовать в отборе необходимо обратиться в военкомат с заявлением. Далее военком формирует личное дело кандидата с биографией, данными об успехах в школе, документами медицинской комиссии.

Прежде чем участвовать в отборе, абитуриент проходит тестирование на оценку интеллектуальных способностей и психологических особенностей и индивидуальное собеседование.

«В ходе собеседования могут задаваться различные вопросы, среди которых могут быть и провокационные. Например, мы знаем, что человек нарушал правила дорожного движения или участвовал в ином каком-либо деянии. Можем спросить, что вы делали такого-то числа, и человек начинает теряться. Смотрим, как реагирует. В целом собеседование необходимо для того, чтобы оценить потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы и в целом, для чего к нам пришёл человек», — поясняет начальник лаборатории профессионального отбора НВИ, подполковник Денис Смирнов.

Те, кто прошли испытание, получают право предоставить результаты вступительных экзаменов по русскому и иностранному языкам, истории или обществознанию, а также сдать физподготовку. Чтобы получить «пятёрку» по последнему экзамену, нужно пробежать 100 метров за 13 секунд и три километра за 12 минут, подтянуться на перекладине 11 раз.

Техническая база

Курсанты учатся работать с помощью новейшей техники. В учебную программу, как и в боевую практику, вошли беспилотники, оснащенные камерами и приборами ночного видения. В основном, их применяют для разведки.


«Планируется, что в будущем у каждого командира роты будет маленький квадрокоптер, чтобы мог свои задачи выполнять: посмотреть местность, проверить, нет ли засады, занять рубеж. Эти средства есть не в каждом подразделении Вооружённых сил России», — говорит начальник кафедры сил специального назначения, полковник Александр Соколенко.

Тир в институте тоже оснащён по последнему слову прогресса. Курсанты учатся стрелять на интерактивном лазерном тренажёре, который следит за меткостью и показывает результат на мониторе.

А вот стреляют из оружия, надёжность которого проверена временем — пистолетов Макарова и Ярыгина.


Техника стала и частью экипировки. Так, шлемы бойцов обязательно оснащены камерами — командир подразделения, который не всегда находится на рубеже, удаленно контролирует обстановку и корректирует действия группы. Определить откуда прилетела пуля теперь тоже не проблема — специальный прибор за доли секунды улавливает акустическую волну, находит стрелка и тут же наводит на цель.

По словам Соколенко, вся эта электроника хорошо показывает себя в реальном бою. Частично противник может вывести её из строя, но полностью техника «полетит» только при ядерном ударе.


Управленческие навыки парни отрабатывают друг на друге. На втором курсе учатся руководить отделением (около 10 человек), на третьем (до 45 человек), на четвёртом — ротой (до 100 человек).

Не деды и не студенты

У учащихся НВИ жизнь трудно назвать студенческой в обычном понимании. Здесь она по-армейски регламентирована. С 22.00 до 6.00 сон. После подъёма зарядка, тренажёрный зал, строевая подготовка, завтрак. Затем занятия. После трёх-четырёх пар обед и факультативы. Потом время на «домашку».

Далее ужин. И только после него два часа личного времени, которым курсанты могут распорядиться по своему усмотрению. Большинство посвящает его спорту. 

В увольнительные по субботам и воскресеньям курсанты уходят по графику. Для семейных предусмотрен отдельный режим — им позволяют уходить домой после занятий и на выходные.


Пока мы в сопровождении офицера шли из одного корпуса в другой, на дорожке встретили взвод курсантов, идущих строевым шагом. Завидев нас, один из них отдал команду сдвинуться вправо, чтобы пропустить журналистов и старшего по званию.

Скомандовал настолько громко и чётко, что нам тоже захотелось занять место в строю. И выполнение команды впечатлило — мгновенное и точное, без пафоса или принуждения. Все сосредоточены и излучают ощущение важности их дела. Правда, немного смущаются объектива.

«Здесь сплочённый коллектив, преемственность традиций. Среди нас четыре выпускника кадетского корпуса, среди преподавателей тоже есть один наш выпускник. Мы общаемся друг с другом. Будущая профессия связана с риском, но я горжусь, что я выбрал данный путь, это требует от меня полной отдачи», — поделился третьекурсник Руслан. И добавил, что служить готов там «куда распределят, в идеале хотел бы в Москву». 


Есть те, кому не важна столица, и вообще, место. Главное — вернуться к сослуживцам. Так, например, курсант пятого курса, старший сержант Алинар — он поступил в НВИ после военной службы и командировки на Кавказ.

«После срочной службы пошёл по контракту в отряд специального назначения "Барс" (Казань)… По окончанию хотелось бы вернуться в свой отряд, где начинал. Приеду уже в статусе офицера и командира взвода», — делится планами на будущее Хасанов.

Сейчас он кандидат на получение золотой медали, хотя и признаётся, что учиться «интересно, но сложно». При этом на вузовскую жизнь ни сколько не жалуется, даже считает, что ему проще остальных: армейский опыт помог адаптироваться и к режиму, и к учёбе — то, что другие знают лишь в теории, он уже испытал на себе.

«Дедовщины у нас нет, потому что учащиеся растут вместе, общаются как братья. Спецназ — это совместное выполнение боевых задач. Как ты в бой пойдёшь с товарищем, если ты его унижаешь? В первоначальном периоде проходит адаптация, так как все воспитывались в разных семьях, а кто-то пришёл из детского дома. Но здесь они берут тот образ жизни, который приемлем», — объясняет замначальника факультета сил специального назначения, полковник Павел Пилипенко.

Сам Пилипенко — представитель шестого поколения военных в своём роду. В рядах спецназа получил серьёзный боевой опыт, в том числе во время второй чеченской, а потом стал обучать студентов.

Дальше на Восток?

Выпускники факультета получают диплом по двум специальностям — «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Перевод и переводоведение». Они могут не только руководить подразделениями для выполнения боевых задач, но работать в воинских частях переводчиками, так как все пять лет усиленно учат иностранные языки.

«Мы изучаем военный английский. Два года назад ввели в программу китайский. Если следить за политической ситуацией, то мы видим, что с Китаем мы в чём-то друзья, а в чём-то у нас интересы расходятся...», — говорит доцент кафедры перевода и переводоведения Татьяна Долецкая.

Сейчас большое количество выпускников распределяются на Дальний Восток, участвуют в совместных учениях. «Хорошо владеющих иностранным языком видят и отбирают», — уточняет собеседница.

А в перспективе, возможно, в образовательной программе появится и арабский язык.

После учёбы все гарантированно получают работу. На втором курсе вуз заключает контракт со студентом о том, что после выпуска он обязан как минимум течение пяти лет пройти службу в войсках Росгвардии. 

: Кого берут в космонавты >>
 
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Российская армия освободила Гигант
Названо число заключивших контракты с Минобороны в 2024 году
Крейсер ВМС США обстрелял два американских истребителя
Американские военные сбили свой истребитель F/A‑18
смотреть все