Бывший мэр Москвы Юрий Лужков рассказал, что Токио в начале 2000-х годов пытался «протащить» идею передачи Курильских островов через российский-японский «совет мудрецов», сопредседателем которого он являлся.
«Совет мудрецов» в 2003 году учредили президент России Владимир Путин и тогдашний премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми. С российской стороны совет возглавил Лужков, а сопредседателем со стороны Японии стал бывший глава правительства Иосиро Мори.
«Японская сторона после нескольких лет такого периодического взаимодействия, а встречи были примерно два раза в год, увидела, что это не удается "протащить" через "совет мудрецов" — решить задачу, которую, конечно, ставила Япония по тому, чтобы отобрать эти четыре острова», — сказал Лужков в интервью РИА Новости.
Бывший мэр Москвы отметил, что представители России в этом совете «были последовательны и тверды в своей позиции». «Японская сторона убедилась, что через "совет мудрецов" эти острова не удается вернуть... И японская сторона заявила о том, что они со своей стороны завершают работу "совета мудрецов», — добавил бывший мэр столицы, уточнив, что вскоре и российская сторона аналогично о прекращении работы совета.
При этом, отвечая на вопрос о возможности возобновления такой работы после решения активизировать переговоры по мирному договору, собеседник подчеркнул, что «совет мудрецов со стороны России выполнил свою задачу». Он напомнил, в каких условиях начиналась работа совета — это происходило на фоне заявления, озвученного в свое время первым президентом России Борисом Ельциным, о возможности передачи всех четырех островов,
По словам Лужкова, сам он готов был участвовать в работе совета в качестве сопредседателя только при условии, что Россия не отдаст острова Японии, и эта позиция была подтверждена. «Владимир Владимирович (Путин) мне сказал: "да, речь не идет о том, чтобы отдать острова"; я говорю — в этом случае я согласен возглавить со стороны России "совет мудрецов», — рассказал экс-мэр Москвы.
В таком формате они проработали совместно с японской стороной несколько лет, и результатом этой работы, по его мнению, явились как раз «серьезные исторические и современные положения», сложившиеся и по вопросу Курил, и по вопросу двусторонних отношений.
История спора
Отношения Москвы и Токио долгие годы омрачает отсутствие мирного договора, который страны так и не заключили по итогам Второй мировой войны. Япония претендует на острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряду Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет России над ними сомнению не подлежит.
В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой говорилось о возможной передаче Японии Хабомаи и Шикотана, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. СССР рассчитывал, что этот документ поставит точку в споре, Япония же считала его лишь частью решения проблемы и не отказывалась от претензий на все острова. Последующие переговоры ни к чему не привели, мирный договор так и не был подписан.
В сентябре президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме предложил Японии заключить мирный договор без всяких дополнительных условий. После этого переговоры между Москвой и Токио активизировались — уже состоялись несколько встреч Путина и Абэ, а также министров иностранных дел России и Японии Сергея Лаврова и Таро Кано.
По итогам январской встречи в Москве Лавров заявил, что стороны подтвердили готовность работать на основе декларации 1956 года. По его словам, это прежде всего означает «непреложность самого первого шага — признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет России над всеми островами южнокурильской гряды».