Первый в мире алюминиевый двигатель успешно прошел испытания

Фото: © пресс-служба НГТУ

Испытания первого в мире полностью алюминиевого двигателя успешно завершились в Новосибирске, сообщила пресс-служба Новосибирского государственного технического университета. Разработчики проектируют серийную модель, которую можно будет установить на разные типы самолетов.

Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Ученые НГТУ и Института неорганической химии СО РАН разработали технологию плазменно-электролитического оксидирования. В результате на поверхности детали образуется тонкий слой оксида алюминия с высокой твердостью и температурой плавления.

«Износ деталей не определяется микрометрическим измерительным инструментом, фактически его нет. Это нас вдохновляет», — прокомментировал результат многочасовых ресурсных испытаний руководитель команды разработчиков Илья Зверков.

Однако испытания не обошлись без внештатных ситуаций — на одной из деталей появился скол инновационного покрытия, повредились уплотнения масляной системы, и двигатель начал дымить, однако он не заглох, что подтвердило высокую надежность агрегата. Анализ неполадки показал, что она случилась из-за производственного брака при обработке детали и не имеет отношения к самой технологии.

«Даже испытания нового двигателя с традиционными технологиями не обходятся без эксцессов, что уж говорить о революционном агрегате, в основном механизме которого нет ни одной стальной детали. Мы даже рады, что это случилось, ведь мы увидели, что двигатель не заглох, он продолжал работать и не потерял мощность. Это значит, что если бы мотор стоял на самолете, то он спокойно вернулся бы на аэродром», — отметил Зверков.

Характеристики алюминиевого двигателя

Использование алюминия позволило снизить вес двигателя на 30-40 % по сравнению с традиционными стальными двигателями аналогичной мощности. При этом расчетная мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил — до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15 %. Экспериментальный двигатель испытывался на обычном автомобильном бензине АИ-95.

При проектировании серийного образца двигателя разработчики отказались от H-образной схемы, которая была применена на экспериментальном двигателе, и остановились на V-образной схеме. Это позволило значительно сократить габариты мотора, что даст возможность устанавливать его на разные модели самолетов — не только на Як-52, а также на Як-18Т, Ил-103, Бе-103.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Новосибирск и Белоруссия задумали проект по модернизации Як-40

Серийный двигатель будет эксплуатироваться на авиационном бензине Б-91, производство которого возобновлено в России. Проектируемый двигатель будет модульным, два силовых блока мощностью 200 лошадиных могут быть использованы как вместе, так и отдельно для моторизации легких самолетов. Новый 200-сильный двигатель будет весить 98 килограммов, что как минимум на 30 % меньше, чем у стальных аналогов.

Сейчас идет изготовление деталей нового двигателя, который будет готов к началу лета. Все основные детали нового двигателя будут отлиты из алюминия в Новосибирске. Это позволит отказаться от импортных комплектующих, которые использовались в экспериментальном агрегате, а в перспективе даст возможность использовать двигатель на самолетах ВВС России.

Еще по теме
Стартовали продажи робота-поджигателя Thermonator
Boston Dynamic представила робота‑гуманоида нового поколения
Размеры и картинка: как выбрать игровой телевизор
Представлены первые российские телевизоры с дисплеями miniLED
смотреть все