За уборку снега с дорог Центрального, Октябрьского, Железнодорожного, Дзержинского и Заельцовского районов отвечает МКУ ДЭУ №1. В остальных районах работают свои отдельные дорожные управления. Такое разграничение в городе возникло давно и уже почти никто не помнит почему. Но по стечению обстоятельств ДЭУ №1 несёт ответственность почти за все дороги правого берега.
Чтобы выйти из этой непростой ситуации, город дополнительно заключил контракты с частными фирмами на предоставление дорожной техники. Но и этого не хватает.Но если аномальные осадки — воля природы, то препятствия, которые затрудняют и существенно замедляют уборку — вопрос отношения горожан. Припаркованные автомобили — главное, что влияет на эффективность работы снегоуборочной техники.
«Многие жители не хотят обращать внимание на работы наших специализированных звеньев и бросают машины под колёса погрузчиков. Не дают самосвалам встать в нужное место. Мы стараемся обходить такие ситуации, разговаривать с людьми, заранее расставлять знаки, привлекаем сотрудников ДПС, помогают находить водителей по номерам», — рассказывает Лыков.Почему-то исторически сложилось, что особенно проблемными оказались определённые улицы частного сектора. Если к автомобилям уже привыкли и отработали план действий, то здесь дорожники всё ещё недоумевают...
«Волочаевская! Там люди вывозят снег из дворов прямо на дорогу. Только уберёшь, а они на следующий день его хлоп — опять на дорогу! Улица Жуковского — та же самая песня!», — эмоционально выпалил директор ДЭУ.
А часто дело не только в воскресающих горах снега, но и в, мягко сказать, недоброжелательных жильцах. «Улица Техническая — там просто с вилами бросаются на уборочную технику. Раз было, шёл шнекоротор по улице Титова, мужик выскочил с колуном, изрубил двери, стёкла. Как только голову не прорубил», — привел пример Лыков.
Дело в том, что снег с участков на снегоотвалы должны вывозить сами собственники. Но для них это дополнительные расходы и организационные трудности — нужно нанимать трактор, грузовик... Поэтому во многих местах в частном секторе он просто сваливается прямо на проезжую часть — только что очищенную. И это ситуация повторяется бесчисленное количество раз.
Технологический процесс
Главная жалоба городских автомобилистов зимой — снег почистили, дорога стала в два раза уже. Дорожники на это обижаются.
«тещиными руками»
Но выполнить последовательно весь цикл на каждом из участков дорожники могут позволить себе только тогда, когда нет осадков. В метели все силы брошены на освобождение непосредственно проезжей части от снега. А в сильный снегопад в первую очередь убирают дороги, по которым проложены маршруты общественного транспорта.
Ежедневно на работу выходят 60 человек. Примерно половина в дневную смену, остальные в ночную, то есть уборка снега идёт в режиме нон-стоп.
Например, водитель погрузчика Виктор Труфанов работает по графику 4/2 — четыре ночи подряд в смене, две отдыхает. Его рабочий день, а точнее вечер, начинается в 20.00 и заканчивается в 07.00. Положенный перерыв на обед, который дорожники называют поздним ужином, с 01.00 до 02.00.
Снег вывозят на снеготвалы, они есть в каждом районе, и снегоплавильную станцию. За сутки с улиц убирается почти 20 тысяч кубометров снега. В пересчёте на самосвалы это до 2 тысяч машин.
После уборки проезжую часть обрабатывают реагентами. В этом году в центре города отказались использовать привычную пескосоляную смесь. Вместо этого применяют крошку, которая остается при обработке горных пород, а также химический реагент, имеющий особый солевой состав.
Дорожники уверяют, что последний совершенно безопасен для окружающей среды.