Куда сдать батарейки: вред и польза особого мусора

Фото: © Sibnet.ru
Купить иллюстрацию
Использованные батарейки относятся к категории опасных для окружающей среды отходов и не должны выбрасываться с обычным бытовым мусором. Гальванические элементы разлагаются, тяжёлые металлы проникают в почву и воду... Куда сдать батарейки, чтобы избежать плачевных последствий, и что с ними произойдет потом? Ответы на эти вопросы мы получили на предприятии по переработке опасных отходов, открывшемся в Новосибирске.

Еще недавно в России только три предприятия занимались переработкой опасных отходов подобного класса — тонны отработанных ламп и элементов питания со всех регионов страны свозили в Челябинск, Москву и Санкт-Петербург. Теперь технология появилась и в столице Сибири, что существенно удешевляет правильную утилизацию батареек и для самого Новосибирска, и для близлежащих городов. Заявленная мощность производства — тысяча тонн в сутки. 


 Как пластик становится колготками >>

Спасти ёжиков

На обычных пальчиковых или мизинчиковых батарейках работают многие устройства дома и в офисе. Они бывают с разным наполнителем, но львиная доля имеет в составе соль или щёлочь (из-за этого получили название алкалиновые), а также тяжёлые металлы. Также применяют ртутные (чаще на производствах) и серебряные (их можно встретить в часах) элементы питания, однако на переработку последние не принимают, такие батарейки положено захоранивать специальным способом.  

Какие батарейки лучше: срок службы и экономия

По словам экспертов, вредна не столько сама выброшенная батарейка, сколько процессы окисления, которые начинаются при распаде. «Батарейки разрушаются и выделяются щёлочь. Она может повреждать слизистую оболочку, опасна при попадании в лёгкие. Даже при слабом щелочном водном растворе трескается кожа», — говорит ведущий научный сотрудник института неорганической химии СО РАН, доктор химических наук Людмила Левченко.

Более угрожающе о вреде батареек рассказывает исполнительный директор сети магазинов «Радиотехника» Вячеслав Дель: «Существуют данные, что одна батарейка убивает одного ёжика».

«Мы установили у себя урны, чтобы собирать батарейки. Многие компании собирают и отправляют на захоронение, но не перерабатывают. Мы с этим не очень согласны. За апрель — ноябрь этого года мы собрали батареек… если бы они попали в природу, они бы уничтожили Центральный район нашего города», — отмечает собеседник.

Уже несколько лет подряд из бюджета Новосибирской области выделяются средства на сбор и утилизацию батареек. Чтобы отправить тонну элементов питания в Челябинск, требуется 100 тысяч рублей. Непосредственно сбором занимаются и волонтёры, и коммерческие предприятия, также мэрия Новосибирска запустила экомобили — передвижные пункты приёма опасных отходов, в том числе батареек. 

В прошлом году в регионе собрали около 15 тонн гальванических элементов, расходы на утилизацию составили 1,5 миллиона рублей.

Производственный цикл

В производственном корпусе на улице Сибиряков-Гвардейцев в Новосибирске гудит единственная машина и суетятся трое работников, их задача — сортировать батарейки по размеру и отправлять на утилизацию.

Новосибирцы уже освоили переработку ртутных ламп. За батарейки взялись недавно — закупили нужное оборудование, заключили соглашение с правительством региона: за 1 килограмм утилизации батареек из бюджета области выделяется 80 рублей. Для коммерческих организаций тариф выше — 98 рублей за килограмм.


«Без поддержки властей всё это не следовало бы затевать. Новосибирская область единственная за Уралом, где более пяти лет оплачивается переработка ртутных ламп. Второй год оплачиваются сбор и утилизацию батареек. Наш регион в этом плане является самым передовым. В других регионах нет такой поддержки, поэтому и нет производства», — прокомментировал глава компании «Демеркуризация», открывшей площадку по утилизации батареек, Вячеслав Косенко.

Он добавил, что только за первый месяц работы, ноябрь, со всей области сюда привезли около 1,6 тонны батареек. А всего за этот год в регионе собрали более 18 тонн.


Что касается самого производственного процесса, то сначала батарейка попадает в шрейдер, где её разрезают специальные ножи. Магнитный сепаратор отбирает металлические куски и сортирует их в отдельный контейнер. Эту металлическую стружку в последствии отправляют на переработку.

Также из батарейки выделяется диоксид марганца (пиролюзит). Он концентрируется в нижней части машины и собирается в отдельные канистры. Этот порошок тоже направляют на «вторичку». Его применяют при производстве кирпича и тротуарной плитки в качестве красителя — придаёт изделиям коричневый окрас.

Остальное — бумага, пластик и инертные материалы — повторно не используются, их просто отправляют на полигон. 


За смену здесь перерабатывают 600 килограммов элементов питания, однако полная производственная мощность составляет около 1 тысячи тонн в сутки. Но планов по срокам выхода на полную мощность пока не озвучивают — очень многое зависит от организации сбора опасного мусора в соседних регионах.

По словам химика Левченко, производство считается вредным, так как в воздухе высока концентрация опасных веществ. Глава компании возражает — всё в пределах нормы по трудовому законодательству. 

Тем не менее, рабочие снабжены спецодеждой, перчатками, чепчиками и респираторами.

Справляются с существующими объемами переработки около 10 сотрудников. Работой, говорят, довольны и вреда не боятся. Какова зарплата на предприятии — директор не раскрыл. Но один из сотрудников цеха намекнул, что заработок составляет от 25 тысяч рублей в месяц.

Куда сдать батарейки в Новосибирске

В Новосибирске принимают на утилизацию опасные отходы во многих школах и детских садах в рамках проекта «Школы за раздельный сбор отходов». Также контейнеры стоят в мэрии, во всех районных администрациях и правительстве. В этом году возобновился приём элементов питания в магазине «Икея».

Кроме этого, сдать батарейки можно в сети магазинов Е2Е4 по адресам:

  • Ленина, 1
  • Титова, 10/1
  • Красный проспект, 101
  • Бориса Богаткова, 239
  • Фабричная, 35 а
  • Мусы Джалиля, 11

«Радиотехника» принимает элементы питания в следующих точках продаж:

  • Красный проспект, 188
  • Титова, 32
  • Ватутина, 23
  • Бориса Богаткова, 252/1
  • Вокзальная магистраль, 6 а
  • Крылова, 20
  • Первомайская, 7 а к. 2

Раз в месяц по городу курсирует экомобиль, который принимает батарейки от жителей Новосибирска. Его расписание есть в ЖЭУ. 

По заказу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области 300 специальных контейнеров в скором времени появятся в районах.




Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Новосибирск и Приангарье стали кандидатами для китайского автозавода
Импортозамещенный Ту‑214 впервые поднялся в воздух. ВИДЕО
Мобильные убежища от ядерного взрыва стали производить в России
Сибирь назвали возможной площадкой для совместного с Китаем автозавода
смотреть все