Использованные батарейки относятся к категории опасных для окружающей среды отходов и не должны выбрасываться с обычным бытовым мусором. Гальванические элементы разлагаются, тяжёлые металлы проникают в почву и воду... Куда сдать батарейки, чтобы избежать плачевных последствий, и что с ними произойдет потом? Ответы на эти вопросы мы получили на предприятии по переработке опасных отходов, открывшемся в Новосибирске.
Еще недавно в России только три предприятия занимались переработкой опасных отходов подобного класса — тонны отработанных ламп и элементов питания со всех регионов страны свозили в Челябинск, Москву и Санкт-Петербург. Теперь технология появилась и в столице Сибири, что существенно удешевляет правильную утилизацию батареек и для самого Новосибирска, и для близлежащих городов. Заявленная мощность производства — тысяча тонн в сутки.
Как пластик становится колготками >>
Спасти ёжиков
На обычных пальчиковых или мизинчиковых батарейках работают многие устройства дома и в офисе. Они бывают с разным наполнителем, но львиная доля имеет в составе соль или щёлочь (из-за этого получили название алкалиновые), а также тяжёлые металлы. Также применяют ртутные (чаще на производствах) и серебряные (их можно встретить в часах) элементы питания, однако на переработку последние не принимают, такие батарейки положено захоранивать специальным способом.
Какие батарейки лучше: срок службы и экономияПо словам экспертов, вредна не столько сама выброшенная батарейка, сколько процессы окисления, которые начинаются при распаде. «Батарейки разрушаются и выделяются щёлочь. Она может повреждать слизистую оболочку, опасна при попадании в лёгкие. Даже при слабом щелочном водном растворе трескается кожа», — говорит ведущий научный сотрудник института неорганической химии СО РАН, доктор химических наук Людмила Левченко.
Более угрожающе о вреде батареек рассказывает исполнительный директор сети магазинов «Радиотехника» Вячеслав Дель: «Существуют данные, что одна батарейка убивает одного ёжика».
«Мы установили у себя урны, чтобы собирать батарейки. Многие компании собирают и отправляют на захоронение, но не перерабатывают. Мы с этим не очень согласны. За апрель — ноябрь этого года мы собрали батареек… если бы они попали в природу, они бы уничтожили Центральный район нашего города», — отмечает собеседник.
Уже несколько лет подряд из бюджета Новосибирской области выделяются средства на сбор и утилизацию батареек. Чтобы отправить тонну элементов питания в Челябинск, требуется 100 тысяч рублей. Непосредственно сбором занимаются и волонтёры, и коммерческие предприятия, также мэрия Новосибирска запустила экомобили — передвижные пункты приёма опасных отходов, в том числе батареек.
В прошлом году в регионе собрали около 15 тонн гальванических элементов, расходы на утилизацию составили 1,5 миллиона рублей.
Производственный цикл
В производственном корпусе на улице Сибиряков-Гвардейцев в Новосибирске гудит единственная машина и суетятся трое работников, их задача — сортировать батарейки по размеру и отправлять на утилизацию.
Новосибирцы уже освоили переработку ртутных ламп. За батарейки взялись недавно — закупили нужное оборудование, заключили соглашение с правительством региона: за 1 килограмм утилизации батареек из бюджета области выделяется 80 рублей. Для коммерческих организаций тариф выше — 98 рублей за килограмм.
«Без поддержки властей всё это не следовало бы затевать. Новосибирская область единственная за Уралом, где более пяти лет оплачивается переработка ртутных ламп. Второй год оплачиваются сбор и утилизацию батареек. Наш регион в этом плане является самым передовым. В других регионах нет такой поддержки, поэтому и нет производства», — прокомментировал глава компании «Демеркуризация», открывшей площадку по утилизации батареек, Вячеслав Косенко.
Он добавил, что только за первый месяц работы, ноябрь, со всей области сюда привезли около 1,6 тонны батареек. А всего за этот год в регионе собрали более 18 тонн.
Что касается самого производственного процесса, то сначала батарейка попадает в шрейдер, где её разрезают специальные ножи. Магнитный сепаратор отбирает металлические куски и сортирует их в отдельный контейнер. Эту металлическую стружку в последствии отправляют на переработку.
Также из батарейки выделяется диоксид марганца (пиролюзит). Он концентрируется в нижней части машины и собирается в отдельные канистры. Этот порошок тоже направляют на «вторичку». Его применяют при производстве кирпича и тротуарной плитки в качестве красителя — придаёт изделиям коричневый окрас.
Остальное — бумага, пластик и инертные материалы — повторно не используются, их просто отправляют на полигон.
За смену здесь перерабатывают 600 килограммов элементов питания, однако полная производственная мощность составляет около 1 тысячи тонн в сутки. Но планов по срокам выхода на полную мощность пока не озвучивают — очень многое зависит от организации сбора опасного мусора в соседних регионах.
По словам химика Левченко, производство считается вредным, так как в воздухе высока концентрация опасных веществ. Глава компании возражает — всё в пределах нормы по трудовому законодательству.
Тем не менее, рабочие снабжены спецодеждой, перчатками, чепчиками и респираторами.
Справляются с существующими объемами переработки около 10 сотрудников. Работой, говорят, довольны и вреда не боятся. Какова зарплата на предприятии — директор не раскрыл. Но один из сотрудников цеха намекнул, что заработок составляет от 25 тысяч рублей в месяц.
Куда сдать батарейки в Новосибирске
В Новосибирске принимают на утилизацию опасные отходы во многих школах и детских садах в рамках проекта «Школы за раздельный сбор отходов». Также контейнеры стоят в мэрии, во всех районных администрациях и правительстве. В этом году возобновился приём элементов питания в магазине «Икея».
Кроме этого, сдать батарейки можно в сети магазинов Е2Е4 по адресам:
- Ленина, 1
- Титова, 10/1
- Красный проспект, 101
- Бориса Богаткова, 239
- Фабричная, 35 а
- Мусы Джалиля, 11
«Радиотехника» принимает элементы питания в следующих точках продаж:
- Красный проспект, 188
- Титова, 32
- Ватутина, 23
- Бориса Богаткова, 252/1
- Вокзальная магистраль, 6 а
- Крылова, 20
- Первомайская, 7 а к. 2
Раз в месяц по городу курсирует экомобиль, который принимает батарейки от жителей Новосибирска. Его расписание есть в ЖЭУ.
По заказу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области 300 специальных контейнеров в скором времени появятся в районах.