Томские ученые разработали прибор для обнаружения взрывчатки, идея близка к устройству собачьего носа, сообщает инновационный портал Томска.
Разработанный лидарный детектор способен распознавать вещества по молекулам их паров в воздухе. Сканировать опасные предметы можно на больших расстояниях и дистанционно распознавать взрывчатку прибор может и по отпечаткам пальцев террориста.
«Находить опасные предметы в багаже можно с помощью рентгена, но сканировать им человека нельзя. Наш прибор способен дистанционно обнаружить взрывчатку даже по отпечаткам пальцев. Никто даже не будет знать, что его сканируют. Это важно для мест массового скопления людей», — говорит заведующий лабораторией лидарных систем Института оптики атмосферы СО РАН Сергей Бобровников.
Прибор состоит из телескопа с особо чувствительной оптикой, системы сканирования и лазерного источника. Разработка велась более пяти лет по заказу ФСБ. В технологии используется лазер с нестандартной длиной волны, который взаимодействует только с определенным видом молекул и способен выявлять в воздухе на расстоянии до 50 метров все известные взрывчатые вещества: гексоген, октаген, тринитротолуол, суррогатные самодельные вещества.
«Идея близка к устройству собачьего носа, который при дыхании «возмущает» пространство, встряхивает микрочастички и реагирует на них. Лазерный луч тоже взаимодействует с частицами и сигналит, если сталкивается с микрочастицами взрывчатки. Чувствительность такого луча должна быть высочайшей», — объясняет Бобровников.
Технология абсолютно новая и не имеет аналогов в мире. Прототип прошел положительные испытания на вокзале Томск-I.
«Даже при пятидесятом отпечатке пальца, который до этого прикасался к взрывчатке, прибор обнаруживает угрозу. У нас сейчас есть уверенность, что идея работает, но нужно проводить дополнительные исследования, применить новые принципы генерации лазерного излучения, сделать прибор безопасным для глаз, уменьшить его габариты и массу. Технология позволяет обнаруживать не только взрывчатку, поэтому актуальна работа и по расширению применения», — рассказал второй разработчик, заведующий лабораторией высокоэнергетических и специальных материалов ТГУ Александр Ворожцов.