Российские нефтяные компании пообещали правительству заморозить цены на бензин и дизтопливо в России, но на внутреннем рынке они стали зарабатывать даже больше, чем за рубежом, где цены упали, — на 2,5–3,5 рубля в пересчете на литр, отмечают эксперты.
В понедельник, 12 ноября после долгих переговоров правительство и крупнейшие российские нефтяные компании объявили о подписании соглашения, которое предполагает заморозку цен на бензин и дизельное топливо, в дальнейшем они должны будут расти не быстрее инфляции.
Это соглашение потребовалось после весеннего скачка цен на топливо и напряженной обстановки осенью. Обострение на топливном рынке случилось на фоне подорожания нефтепродуктов за рубежом. Цены в России привязаны к экспортным, которые выросли из-за слабого рубля и высоких цен на нефть, пишет РБК со ссылкой на экспертов.
Но ситуация кардинально изменилась: экспортные цены упали ниже биржевых в России, внутренний рынок стал премиальным. К 12 ноября премия на внутреннем рынке для бензина АИ-95 составила 3,46 рубля на литр (цена на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже — 40,13 рубля за литр), а для АИ-92 — 2,5 рубля (биржевая цена — 37,1 рубля за литр).
Таким образом, заморозив цены на бензин определенном уровне, правительство обеспечило нефтяникам гарантированную премию. С дизельным топливом — иная ситуация: экспорт для компаний по-прежнему более выгоден.
Вероятнее всего, ситуация с низкими ценами на бензин за рубежом продлится недолго. Через одну-две недели уже при формировании плана на декабрь нефтяники могут скорректировать производство бензина, что постепенно приведет к восстановлению баланса, отметили эксперты.