Стать донором костного мозга: достаточно немного крови

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Процедура забора костного мозга у донора стала практически безболезненной и нетравматичной, а стать донором теперь можно и в Новосибирске. Но вокруг пересадки костного мозга еще много мифов и надуманных страхов, и база доноров в России непростительно мала. А тем временем из-за нехватки данных о донорах каждый год сотни больных, в том числе детей, умирают...

Утром пациенты снуют между регистратурой и процедурными кабинетами. Все торопятся. Каждый хочет быстрее сдать кровь на анализ и уйти: на работу, в школу, в институт, домой.

Четыре человека, которые ждут своей очереди в холле «Инвитро», казалось бы, ничем не выделяются. Но они особенные — это потенциальные доноры костного мозга.

Данные этих четырех новосибирцев будут храниться в национальном регистре, названном в честь мальчика из Удмуртии — Васи Перевощикова. Ему поставили диагноз лейкоз в восемь лет. За год пять курсов химиотерапии. Не помогло. Требовалась срочная пересадка костного мозга. Стволовые клетки отца не прижились, а другого донора в России для ребенка не нашлось. Вася умер в девять лет...

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:Служба крови начала «отправлять» стволовые клетки

«В регистре России содержатся данные 85 тысяч человек. В США, например, 9 миллионов. Регистр надо развивать. Чем больше будет доноров, тем больше шансов, что найдётся генетический двойник больного человека, и чью-то жизнь спасут», – говорит глава новосибирского бюро Российского фонда помощи Екатерина Кузнецова. 

С октября 2018 года в рамках развития национального регистра потенциальные доноры костного мозга могут сдать кровь в медицинских офисах «Инвитро». Проект реализуется компанией совместно с Российским фондом помощи.

Как стать донором? И зачем?

Пересадка костного мозга нужна при тяжелых заболеваниях крови, в первую очередь при лейкозе, который в подавляющем количестве случаев диагностируют у детей. При этом не всегда донором может стать родственник — порой выявляется минимальная совместимость с больным. 

Но если донорство крови давно считается нормой, то становиться донором костного мозга часто панически бояться. «С донорством костного мозга связано очень много каких-то нелепых мифов. Якобы страшный врач с кривой, ржавой иглой будет колоть донора. Это неправда», – возмущается Кузнецова. Донор — не бочка: как работает центр крови

Кроме того, дать свой костный мозг — уже финальный этап. Сначала нужно попасть в регистр доноров. Для этого надо сдать лишь четыре миллилитра крови из вены. Медики определят в ней HLA-фенотип (набор генов, отвечающих за тканевую совместимость), и внесут цифровой код в базу. Там он будет ждать пациента с максимально совпадающим фенотипом. 

Это может произойти уже через пару месяцев, через несколько лет или никогда.

«Совпадения очень редки. Одно на 10-20 тысяч вариантов. Поэтому очень важно сдавать кровь каждому. И в нашей области в том числе. Возможно, ваш код совпадет с генотипом жителя Новосибирска. И ему не нужно будет искать доноров в других регионах России или за рубежом», — объясняет руководитель фонда.

Что проверяют в лаборатории?

Возможно HLA-фенотип жительницы Новосибирска Натальи Юдиной в скором времени совпадет с тем, кому жизненно необходима пересадка костного мозга. Девушка немного волнуется – это ее первый опыт донорства, и сразу под прицел объектива.

«Мне не страшно. Ведь я осознанно пришла сюда, потому что в России донорство практически не развито. Это ведь очень важно, когда человеку на другом конце света можешь помочь только ты. И человек будет жить. Это очень важно», – снова повторяет Наталья.

Между тем кровь, быстро и аккуратно собранная медсестрой в пробирку, отправляется дальше. Мы следуем за ней. Медики экипируют гостей по всем правилам: чистые бахилы и стерильные одноразовые халаты, а затем ведут в святая святых – лабораторию.

Первое, что бросается в глаза – прибор для сортировки пробирок. Механическая «рука» очень быстро с нечеловеческой точностью перебирает стеклянные пробирки с кровью. «Более 5 тысяч пробирок в день через нее проходят. И это минимум», — с некоторой гордостью объясняет заведующая лабораторией Валентина Андрушкевич.

Отсортированные пробирки направляются дальше. «Исследуем свертываемость крови. Это очень важно для беременных. Здесь делают инфекции методом ИФА, TORCH–комплекс, выявляют инфекции. Гормоны практически все исследуют, анализ онкомаркеров, специфические белки, витамины, аллергия...», – перечисляет главный врач клиники Андрей Поздняков.

Живые машины

От обилия вращающихся пробирок на десятке аппаратов начинает мельтешить в глазах, но сотрудники клиники собраны и деловиты. Кто-то методично разбирается с пробирками, кто-то стоит у аппарата.

Они знают своих электронных подопечных очень хорошо. Не только принцип работы, но и характер каждой машины. Наклейки с именами «Венера», «Доктор Хаус», «Геркулес», «Тор», «Фрейя» без лишних слов демонстрируют отношение врачей к приборам.

На вопрос об именах врачи, немного смущаясь, объясняют, что назвали их не просто так: «У каждой свой характер. Кто-то вредничает, кто-то покорно и много работает. Тор и Фрейя, например, у нас пара. Они любят друг друга. Хаус — вредный. Геркулес и Максимус — трудяги, самое большое количество пробирок через них проходит».

С тем, что аппараты живые, согласны и обслуживающие их инженеры. «Мы им говорим, что у нас опять Хаус вредничает, а они уже знают какой это прибор и что ему нужно», – рассказывает о нюансах работы завлабораторией.

Задача оборудования, независимо от характера, — проанализировать кровь желающих стать донором.

Как сдают костный мозг?

Если первичных противопоказаний не обнаружится, кровь отправят в лабораторию в Санкт-Петербурге. «Там ее проверят — можно ли костный мозг этого человека кому-то пересаживать вообще. Если можно, то определят параметры костного мозга. Оцифруют и внесут в регистр», – говорит главный врач.  Сколько детей у доноров спермы?

И если генетический код донора совпадет с параметрами, которые нужны больному, его пригласят в Москву или Санкт-Петербург уже для пересадки костного мозга.

«У донора могут взять под наркозом костный мозг из тазовых костей. Но этот метод уходит в прошлое и не всем он нравится. Есть второй способ: за четыре дня до процесса сдачи костного мозга донор пьет специальные препараты, которые стимулируют выброс клеток костного мозга в кровь. То есть его получают из вены донора», – объясняет Кузнецова. 

Во втором случае кровь, забранная из вены на одной руке, проходит сепарацию, и возвращается в вену на другой руке. Процедура занимает пять-шесть часов.

Донором костного мозга может стать любой в возрасте от 18 до 45 без серьезных заболеваний. Перед процедурой забора донор проходит полное медицинское обследование с целью исключить риски для его здоровья. Клетки костного мозга донора восстанавливаются в период от одной до четырех недель. Донор в любой момент на любом этапе без объяснения причин может отказаться от пересадки. 

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
«Пивной животик» у мужчин ускорит потерю памяти
Куртка оказалась главным носителем бактерий
Ученые выяснили, как стресс влияет на гипертоников
Красноярские ученые выявили главных виновников аллергии у детей
смотреть все