Маршрут с легендой: мотогонки по бездорожью прошли под Новосибирском

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Купить иллюстрацию
Судья машет синим флагом и мотоцикл с ревом прыгает вперед, выбрасывая из-под колес комья влажной земли. Идет открытый чемпионат Новосибирской области по мотоциклетному спорту кросс-кантри «Сибирский тракт». Мы узнали, как проходят экстремальные гонки по лесам и болотам, зачем гонщики читают книгу прямо на трассе и почему этот спорт набирает популярность.

Что такое гонки по легенде

Состязания мотоциклистов в Новосибирской области проводятся второй год. На этот раз местом проведения гонок был выбран лесной массив вблизи станции Шелковичиха. Базовый лагерь организаторы разбили прямо в лесу — мы нашли его по вывешенным красным флагам вдоль еле заметной дороги в изумрудной траве.


Организатор кросс-кантри Андрей Маслениковский говорит, что мысль сделать в регионе гонки по пересеченной местности наподобие знаменитого ралли «Париж — Дакар» посетила его после того, как один из новосибирских мотогонщиков своим ходом съездил в Астрахань на похожие соревнования.

«Сибиряк поехал на турнир своим ходом. Это было неудобно и дорого. Поэтому мы решили сами организовать гонки в таком формате. Федерация мотоциклетного спорта поддержала инициативу. Для начала проконсультировались с нашими знаменитыми гонщиками — Сергеем Карякиным и Кириллом Шубиным», — рассказывает Маслениковский.


Профессиональные спортсмены подсказали, как готовить трассу, составлять легенду и организовывать гонки. В итоге Маслениковскому удалось собрать единомышленников. Подходящую для гонок трассу изучали почти семь месяцев. Каждый поворот и ориентир отметили в специальной «дорожной книге».

«Сначала подыскали подходящее место с помощью спутниковых снимков. Затем начались полевые работы — составление трека в навигаторе, написание легенды, которая подробно рисует трассу с помощью простых символов, — говорит организатор — Всего для составления дорожной книги пришлось проехать по трассе восемь раз».

Как попадают на гонки

Требования к маршруту просты — должно быть минимум населенных пунктов и дорог с твердым покрытием, поскольку автомобили, скот и грибники представляют реальную опасность для участников гонки. По словам Маслениковского, первый вариант трассы пришлось менять, так как не нашлось подходящей переправы через небольшую речку.


В итоге общая длина трассы составила 72 километра, на протяжении которых есть мелкие ручьи, глубокая колея, грязь, болотца, ямы. Максимально рекомендованная скорость на гонках — 40 километров в час. Здесь побеждает не самый быстрый, а самый зоркий и внимательный — если гонщик пропустит нужный поворот, то вернуться на трассу ему будет тяжело.

В соревнованиях участвуют только новосибирцы — в этом году собирался приехать гонщик из Кемерова, но по дороге сломался, рассказывает Маслениковский. Всего за победу борются 11 человек в трех зачетах — «Open» с мотоциклами эндуро до 700 см3 и весом до 180 килограммов, «Турист» с мотоциклами эндуро от 700 см3 и весом свыше 180 килограммов, а также квадроциклы.


Попасть на кросс-кантри просто — достаточно иметь подходящий мотоцикл, водительское удостоверение и защитную экипировку. Также обязателен полностью заряженный сотовый телефон, приборы GPS-навигации, запас еды, питьевой воды, работающий фонарик. Все это нелишнее, так как некоторые участники могут провести на трассе 6-7 часов.

Гонки имеют официальный статус — они зарегистрированы в ГИБДД и МЧС, на них присутствует медик. Маслениковский признается, что без поддержки властей согласовать соревнования с местными сельсоветами было бы невозможно — трасса проходит по 62 частным территориям, на каждый участок требуется разрешение.

Зачем нужна дорожная книга

Главная «соль» гонки по пересеченной местности — дорожная книга или roadbook. Для победы нужно научиться читать и понимать дорожную книгу. Roadbook для мотоцикла напоминает древний свиток — листы склеиваются в огромный рулон, который заряжен в специальный ящик с прозрачным стеклом.


Профессиональные roadbook очень дорогие, поэтому участники гонки сами сделали подходящие устройства по чертежам. С помощью валика гонщик листает книгу от секции к секции. На каждой указывается расстояние до следующего участка, опасности и приметы для облегчения ориентирования.

Во время прохождения спецучастка у гонщика есть буквально пара секунд, чтобы «прочитать» дорожную книгу, поэтому гонка начинается задолго до старта — участники изучают местность, пролистывают карту и делают собственные пометки. Домашняя подготовка может стать решающим фактором успеха.


Пока обитатели базового лагеря отдыхают, Маслениковскому постоянно звонят судьи и участники — кто-то из гонщиков заблудился и не может вернуться на трассу. Наконец, слышится рев мотора — на финише показывается первый мотоциклист. Это стартовавший шестым Андрей Сачков на Kawasaki KLX.

На шлеме гонщика цветные наклейки — подтверждение того, что он побывал на всех пунктах контроля прохождения. «Впечатления от гонки отличные, — говорит улыбающийся Сачков. — Самым трудным было не расслабляться, ведь я заранее готовился к гонке, отсмотрел всю трассу по карте».


В это время на финиш приезжает второй участник. Его мотоцикл забрызган грязью — видно, что последние километры дались ему нелегко. Альберт Комиссаров жалуется на то, что в дорожную книгу закрались ошибки, а его roadbook сломался. Несмотря на это, гонщик доволен — ему удалось показать неплохое время.

Кстати, впервые в этом году в соревнованиях участвует девушка. Маслениковский видит в этом возрастающую популярность кросс-кантри. «В перспективе мы хотим выйти на Россию, практика показывает, что для этого нужно время. Года через три планируем выйти на самоокупаемость», — делится он планами.


Призеры чемпионата получают кубки и символические подарки от спонсоров. Организаторы поздравляют гонщиков, однако заметно, что участники приехали на соревнования за сильными эмоциями, а не призовыми. 

Мотоциклисты отдыхают после изматывающей гонки, а трассу скоро начнут готовить к новому ралли — на этот раз автомобильному.



Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru, Федерация мотоциклетного спорта НСО
Еще по теме
«Формулу-1» пополнит новая заводская команда
Грузовики опасно сблизились на этапе «Шелкового пути». ВИДЕО
Экс-мэр Иркутска подрифтовал по льду Байкала на лимузине. ВИДЕО
Представлена Lada Niva со 150‑сильным мотором
смотреть все