Премьера в России:
Страна, производство:
Жанр:
Режиссер:
Актеры:
Продолжительность:
Бюджет:
Возраст:
Сюжет: «Список Шиндлера» по-русски
В основе фильма лежит реальная история, случившаяся в 1943 году в нацистском лагере смерти Собибор на территории Польши. Здесь с мая 1942 года по октябрь 1943 года гитлеровцами было уничтожено до 250 тысяч евреев из разных стран.
Главный герой фильма — советский еврей Александр Печерский (Константин Хабенский), дослужившийся до звания лейтенанта Красной армии. В октябре 1943 года он попадает в плен и оказывается в концлагере Собибор, куда евреев свозят для уничтожения в газовых камерах.
Александру удастся всего за три недели спланировать интернациональное восстание силами заключенных из стран Западной Европы и Польши. Это восстание станет единственным успешным из массовых побегов в лагерях смерти за все военное время.
Сценаристы использовали в работе книгу «Александр Печерский: прорыв в бессмертие» писателя Ильи Васильева. Лента Константина Хабенского, которую можно назвать российским ответом «Списку Шиндлера», смогла эмоционально достучаться до зрителя.
Съемки: суровый реализм
Первоначально режиссером картины был Андрей Малюков, но затем его сменил Константин Хабенский. Рабочее название фильма: «Легенда о побеге». По словам Хабенского, сначала его пригласили в качестве актера, когда режиссера еще только искали.
Хабенский пошутил: «Если не найдете кого-то достойного, картину сниму я». В итоге продюсеры восприняли это всерьез. Впоследствии актер согласился режиссировать фильм, а Малюков остался художественным руководителем и давал Хабенскому полезные советы.
Основные съемки прошли в Литве, где были выстроены декорации концлагеря по чертежам, сделанным участниками археологических раскопок в Собиборе. Примечательно, что в 1987 году вышел телефильм «Побег из Собибора», где роль Печерского сыграл Рутгер Хауэр.
Из-за интернационального актерского состава во время съемок отдельных сцен на площадке находилось пять переводчиков. Хабенский утверждает, что постарался вложить в ленту все свои чувства, мысли и знания, связанные с этой историей и тематикой.
«Тема нацизма, геноцида будет, увы, актуальна всегда. Мы видим, что люди ненавидят и убивают друг друга за "неправильный" язык, вероисповедание, цвет кожи, разрез глаз. Нацизм — предельная степень сгущения зла, сопротивление такому абсолютному злу как раз и порождает беспримерные образцы героизма», — сказал Хабенский.
Отзывы: горькая правда
Еще до премьеры трейлер «Собибора» демонстрировал реалистичные и жестокие сцены. После первых показов зрители и кинокритики посчитали, что дебют Хабенского в качестве режиссера точно удался — ему удалось снять качественное военное кино.
Высокую оценку фильм получил в ходе международных показов — 10 мая «Собибор» был представлен на всемирном кинорынке, действующем на полях 71-го международного Каннского кинофестиваля. Права на прокат приобрели сразу несколько европейских стран.
На российском сайте Kritikanstvo рейтинг «Собибора» добрался до 63%, разделив критиков на два лагеря. Многие положительно отмечают на удивление зрелую режиссуру Константина Хабенского, однако отмечают, что в некоторых моментах фильму не хватает завершенности.
Дарья Лошакова с Weburg пишет: «Совершенно непонятно, как об этом можно было не снять раньше и почему имя Печерского узнают только сейчас. В этом большая удача Хабенского как режиссера. Визуально и эмоционально сильная картина. Очень сильный дебют!».
Стоит ли смотреть
По сравнению со зрелищным, но пустым «Сталинградом» Федора Бондарчука, «Собибор» Константина Хабенского честен со своим зрителем, и с первых же сцен вовлекает его в беспощадную атмосферу, наполненную натуралистичной жестокостью.
Актеры играют правдоподобно, а отличная операторская работа погружает в реалистично воссозданную обстановку со страшным концлагерем, угнетенными заключенными и жуткими пытками. Фильм напоминает, что война — это ад, однако даже в таких условиях жизнь остается главной ценностью.
«Собибор» Константина Хабенского — это тяжелая история сопротивления человеческого духа адской машине уничтожения, напоминание об уроке истории, который должен служить преградой для новых ужасов войны. Смотреть такие фильмы очень тяжело, но финальный катарсис станет наградой.