Женское тело на протяжении веков рассматривалось как нечто такое, что можно отлить в любую форму, продиктованную социальными нормами и капризами моды. Дам заставляли утягивать талию корсетами, подчеркивать грудь, выглядеть мальчиками, потом вновь фигуристыми девушками — в итоге общество решило снять ограничения.
«В западной культуре нижняя часть тела не считалась важной, вот почему женские ноги оказались спрятанными на столетия под нижними юбками», — приводит BBC слова словам начальника отдела моды парижского Музея декоративного искусства Дени Бруна.
Галантный XVIII век принято называть веком женщин, однако, в то столетие их было принято мучить корсетами, которыми они стягивали свою талию. Ношение корсета считалось обязательным, но это делалось не только для того, чтобы подчеркнуть фигуру. «Преобладало мнение, что женское тело — по своей природе слабое и нуждается в поддержке», — рассказывает искусствовед Эмма Макклендон.
После Французской революции в начале XIX века, когда быть похожим на аристократа стало не модно, корсеты потеряли популярность. Женщины перешли на платья в стиле ампир. Это были наряды свободного покроя, с высокой талией, перехваченные поясом под грудью.
Вышедшая на сцену буржуазия принесла моду на пышные кринолины, демонстрирующие богатство их обладательниц. В середине XIX века внимание было привлечено к верхней части женской фигуры, которую рассматривали как «наиболее драгоценную». Позднее появились турнюры, сделавшие акцент на задней части дамского силуэта.
С промышленной революцией пришли магазины одежды. Представители всех слоев общества получили возможность покупать предметы одежды схожих стилей. Наступила эпоха стандартизации. Новые стили одежды тоже были весьма требовательны к дамам: тонкая талия достигалась ношением некоего подобия все того же корсета — утягивающего бедра пояса.
Эпоха стандартизации
В 1940-х в моду вошли широкие плечи и узкие бедра. Такой силуэт доминировал все десятилетие. С этим трендом демонстративно порвал Кристиан Диор, который в своих моделях начал подчеркивать бюст. «Ему хотелось создавать платья, которые стали бы ответом нищете недавних военных лет», — отметил Бруна. Женственность в моде стала символом 1950-х.
Мальчиковость вернулась в женскую моду в 1960-х и наряда стали более открытыми. Поскольку под ними уже сложно было спрятать дефекты тела, зародилось новое веяние — всевозможные диеты и комплексы физических упражнений.
В 1970-80-х новые стандарты красоты требовали спортивного,
тренированного тела. На страницах журналов мод и мужских журналов красовались
поджарые модели с до абсурда пышной грудью. Женщины потянулись в клиники
косметической хирургии, поскольку бюст таким размеров можно было получить
только искусственным путем.
Через десятилетие в моду вошла худоба. До экстрима она дошла в образе супермодели Кейт Мосс. Худощавость продолжала доминировать в индустрии и в начале XXI века. Удар по ней нанесли социальные сети, которые открыли доступ к обсуждению «модных вопросов» простым людям.
Когда комедийная актриса Лесли Джонс пожаловалась в Twitter, что для ее размера
ни шьет одежду ни один модный лейбл, американский дизайнер Кристиан Сириано заявил, что сочтет за честь сшить
для нее потрясающее красное платье.
Этот случай спровоцировал дискуссию о том, что современные бренды игнорируют существование женщин с «нестандартной» фигурой. Большая часть их поддержала такой взгляд на женскую фигуру. «Неправильная фигура? Нет, это наши взгляды на размеры неправильные», — приводит Макклендон мнение стилистов.