Первый в мире алюминиевый авиадвигатель создали в Новосибирске

Фото: © пресс-служба НГТУ

Конструкторы Новосибирского государственного технического университета создали первый в мире авиадвигатель из алюминия — это позволило снизить его вес в два раза, в серийном производстве он будет дешевле аналогов, сообщает пресс-служба университета.

Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 килограммов, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 килограммов.

При этом мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил — до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15 %. Из алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.

Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Конструкторы НГТУ заменили их на алюминиевые с помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН.

«Суть технологии в том, что на алюминиевые детали воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности алюминиевой детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как корунд. Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного применения технологии ПЭО», — говорится в сообщении.Создана цельнокомпозитная замена «Кукурузнику» Ан-2

Новый двигатель будут устанавливать на двухместные самолеты Як-52, старые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки. Сейчас в России эксплуатируется несколько сотен самолетов Як-52, они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме Мочище под Новосибирском. Теперь создатели будут проводить испытания заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, — 2 тысячи часов. После этого двигатель будет установлен на самолет Як-52, и начнутся его летные испытания.

Двигатель будет использовать обычный автомобильный бензин АИ-95. Также на него будет устанавливаться автономная система подогрева. Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.

Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, коллектив разработчиков составляют аспиранты и магистранты НГТУ.

Еще по теме
Три 50‑кубитных квантовых компьютера запустят в РФ к концу года
Базу биометрии телефонных мошенников создадут в России
Глава OpenAI заявил о наступлении технологической сингулярности
Впервые испытан клиновидный ракетный двигатель
смотреть все