Семь кругов ОСАГО: почему получить страховку стало сложнее?

Фото: © pexels.com

Автомобилисты в регионах Сибири массово жалуются на проблемы оформления электронного полиса ОСАГО — при попытке заключить договор на сайтах страховых компаний появляются сообщения об ошибках или оплата полиса зачастую невозможна из-за использования нечитаемой капчи. Участники рынка прокомментировали, действительно ли застраховать авто стало сложнее и что в случае затруднений стоит предпринять автовладельцу.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) действует в России с 2003 года. Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Центробанк. Стоимость полиса зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля, от региона и срока безаварийной езды.

Среди сибиряков е-ОСАГО становится все более популярной формой, на 1 октября только в Новосибирской области было выдано 166 тысяч полисов через интернет.

Почему е-ОСАГО вызвало нарекания

Странности с ОСАГО начались еще в 2015 году — уже тогда страховщики стали сокращать количество офисов в «токсичных» регионах и начали навязывать дополнительные договоры страхования «в нагрузку» к обязательному полису. В итоге это привело к тому, что автовладельцы стали массово жаловаться на дикие очереди в офисах.

После этого государство решило помочь водителям и разрешило оформлять электронный полис в домашних условиях. Изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года. При этом всех страховщиков обязали оформлять е-ОСАГО на своих сайтах. Однако в реальности для получения электронного полиса многим автовладельцам нужно пройти «семь кругов ада».

Так, из общего количества жалоб на ОСАГО, поступивших в Банк России с начала года, 24% были связаны с покупкой электронных полисов, сообщается на сайте регулятора. Основные нарушения, которые выявляются — необоснованный отказ в продаже такой страховки и перенаправление на сайт замещающего страховщика.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Выезд ГИБДД на место аварии предложили отменить

Исполнительный директор компании «ЛОТиОС» Михаил Большов считает, что сейчас ситуацию на рынке ОСАГО можно охарактеризовать как «картельный сговор страховщиков» — компании всеми силами стараются минимизировать количество договоров ОСАГО, и появление электронного вида страхования никак не помогло автовладельцам.

«Я представляю автомобильное профессиональное сообщество, руковожу двумя автотранспортными предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками по Новосибирску. После введение е-ОСАГО мы надеялись, что оформить полис станет проще, однако на деле ситуация только ухудшилась», — говорит Большов.

По его словам, все страховщики действительно запустили возможность оформления электронных договоров на сайтах, однако на деле эта система фактически не работает. «Когда начинаешь заполнять заявку на получение электронного полиса, тебе пишут, что автомобиля нет в базе. Или приходит SMS с недействительным кодом», — приводит примеры эксперт.

Также, добавляет он, некоторые страховые компании на этапе заключения договора предлагают ввести цветовой код с картинки, однако разглядеть его невозможно — при любых вариантах автовладельцам отвечают, что введенная последовательность неправильная. По словам Большова, система как будто настроена на саботаж, хотя страховщики обычно объясняют проблемы «обновлением базы».

Как ОСАГО стало убыточным

Представитель крупнейшего игрока страхового рынка ПАО СК «Росгосстрах» Андрей Бирюков признал, что в последние годы ОСАГО действительно стало убыточным, однако опроверг наличие «сговора», направленного на минимизацию заключаемых договоров. Проблемы на сайтах страховых компаний Бирюков объяснил необходимым наличием сразу нескольких систем.

«ОСАГО действительно является убыточным видом страхования. Согласно последним данным Российского союза автостраховщиков, средняя выплата в ОСАГО за девять месяцев выросла на 17% и составила 77,253 тысячи рублей, а средняя премия сократилась на 3%, до 5,814 тысяч рублей», — уточнил Бирюков.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Тариф ОСАГО предложили поднять в десять раз

При этом представитель «Росгосстраха» сослался на президента РСА Игорь Юргенса, который назвал ОСАГО «наиболее проблемным сегментом страхового рынка». Однако проблемы в сегменте е-ОСАГО не носят массового характера, подчеркнул Бирюков. В частности, это подтверждает статистика роста числа электронных полисов, которых в компании оформляют более 200 тысяч каждую неделю.

«Не стоит забывать, что е-ОСАГО — сложный программно-аппаратный комплекс, включающий в себя слаженную работу сразу нескольких внутренних и внешних систем, включая системы РСА, где на любом этапе интеграции возможны технические сбои. Кроме того, проблемы могут быть на стороне пользователя — например, устаревшая версия браузера», — сказал Бирюков.

Представитель «Росгосстраха» подчеркнул, что в ситуации, когда ОСАГО убыточно для компаний, необходима реформа системы, чтобы этот важнейший вид страхования «вновь стал интересным для страховщиков». В частности, речь может идти о поэтапной либерализации тарифа и отмены установления государством фиксированных значений коэффициентов.

Кто научился зарабатывать на ОСАГО

Председатель правления «Сибирской Межрегиональной Ассоциации страховщиков» Геннадий Плотников считает, что проблемы на сайтах страховых компаний в основном связаны с резким ростом популярности е-ОСАГО. Огромное количество обращений приводит к перегрузкам системы, а убыточность обязательного автострахования привела к тому, что страховщики не заинтересованы тратить деньги на создании более устойчивого механизма.

«В этой ситуации единственная рекомендация, которую я могу дать автомобилистам — начать оформление полиса заблаговременно — за 20-30 дней. Если с покупкой электронного полиса возникают проблемы, всегда можно приехать в офис и заключить бумажный договор», — посоветовал эксперт.Верховный суд разъяснил правила страховых выплат

Плотников подтвердил, что у страховых компаний есть неофициальные «черные списки» людей, с которым заключение договоров ОСАГО нежелательно, однако отметил, что туда входят только мошенники, которые занимаются оформлением подставных аварий. У таких людей в течение года может быть несколько десятков ДТП, однако их фиктивность приходится доказывать через суд.

В частности, с начала года 1,5 миллиарда рублей были выплачены страховыми компаниями в Новосибирской области различным юристам, которые специализируются на подобных делах. При этом законы обычно на стороне потребителей, так что суды часто выносят решения в пользу автовладельцев, которые с помощью различных схем завышают ущерб от аварий.

В итоге Новосибирская область в этом году впервые вошла в число так называемых «токсичных» для страховщиков регионов, где выплаты превышают собранные премии. Такую ситуацию Плотников связывает именно с активизацией мошенников. В этой ситуации правительству необходимо реформировать ОСАГО, считает он.

В частности, речь может идти об отмене избыточных штрафов для компаний за незначительные нарушения, а также запрете договора цессии в страховании, который дает возможность передать права на задолженность страховщика перед страхователем юридическому или физическому лицу. Такие договоры приносят страхователям серьезные убытки, отмечает Плотников.

Как автовладельцам защитить права

Центробанк требует от страховщиков непрерывной и бесперебойной работы их сайтов для возможного заключения договоров е-ОСАГО, сообщил заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Артур Музяев. В частности, технологический сбой на сайте страховой компании не может превышать 30 минут в сутки.

«Если человек несколько раз за день попытался оформить полис на сайте страховой, но из-за технического сбоя это не получилось, то страховая компания нарушает закон, и нужно жаловаться в Банк России. Проще всего это сделать через интернет-приемную на сайте cbr.ru», — уточнил Музяев.

К жалобе необходимо приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту страховщика, а если создан личный кабинет на сайте — логин от него. Часто даже запрос от Банка России в страховую компанию приводит к тому, что страховщик начинает должным образом выполнять свои обязательства перед потребителями.

«Управлением Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в СФО за девять месяцев 2017 года возбуждено 81 дело об административных правонарушениях в отношении страховых компаний из-за недоступности электронных полисов», — добавил представитель регулятора.

Музяев также напомнил, что единственная законная причина отказа — если представлены не все документы. Сейчас для оформления полиса нужен паспорт, ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства, водительское удостоверение и диагностическая карта. Новый регламент ГИБДД не обрадовал водителей

«В случае предоставления полного комплекта документов страховщики не имеют права отказаться от его заключения, это нарушение закона. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за это нарушение: от 20 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до 300 тысяч рублей для юридических лиц», — сказал он.

Для бесперебойного заключения договоров ОСАГО Российским союзом автостраховщиков была введена система «Е-гарант». Она гарантирует заключение договора ОСАГО в электронном виде после перенаправления на сайт замещающего страховщика. Если после перенаправления происходят технические сбои, можно также направить жалобу в Банк России, заключил Музяев.

Еще по теме
Подсчитано количество штрафов авто губернатора Новосибирской области
Сенатор понадеялся на благую цель повышения штрафов за нарушения ПДД
Российские регионы начнут проверять ОСАГО с помощью камер
Скидку в 50% за оплату штрафов ПДД отменили
смотреть все