Почта будущего
В интервью «Российской газете» новый глава «Почты России» Николай Подгузов, который три месяца назад возглавил предприятие после отставки Дмитрия Страшнова, признал, что поездки по стране показали необходимость серьезных организационных усилий для улучшения качества почтовых услуг.
«Несмотря на достигнутые в последние годы улучшения в работе Почты, качество наших услуг все еще не всегда отвечает запросам клиента», — подчеркнул чиновник. По его словам, речь идет о неоптимизированной работе в отделениях, создающей очереди, о случаях несвоевременной доставки отправлений.
Для решения этой проблемы «Почта России» продолжит расширять сортировочные мощности в регионах. В частности, в магистральном сортировочном центре в Екатеринбурге в дополнение к уже работающим конвейерным линиям к декабрю будут открыты еще две линии, которые будут работать в круглосуточном режиме.
«В текущем году мы приобретаем 2500 новых автомобилей разных модификаций, тем самым обновляя около 15 процентов имеющегося автопарка, закупаем 45 новых почтовых вагонов. С 1 октября 2017 года наш собственный почтовый поезд впервые в истории страны стал осуществлять ежедневный рейс Москва-Владивосток», — рассказал Подгузов.
При этом глава компании отметил, что резко внедрить процессы, которые приведут к качественным изменениям — задача не из простых. «"Почта России" - огромное предприятие и нужно время, чтобы осуществить оптимизацию и совершенствование тех или иных процессов», — подчеркнул он.
Почтальоны с планшетами
В этом году «Почта России» вновь ожидает серьезный рост объемов отправлений — до 50%. По итогам года планируется обработать более 400 миллионов почтовых отправлений с вложениями. При этом наплыв посылок традиционно ожидается к Новому году. Чтобы справиться с пиковыми нагрузками в ноябре-декабре, «Почта России» заблаговременно увеличила мощности.
«Мы уже завершили подготовку к сезону: увеличили сортировочные мощности в логистическом центре Внуково, в конце прошлого года запустили логистический центр в Казани. Он также обрабатывает большое количество отправлений», — отметил Подгузов, который также уточнил, что новые мощности не решат главную задачу — создание принципиально новой инфраструктуры.
«Наша компания за последние несколько лет существенно нарастила долю в общем объеме отправлений. Сегодня 67,5% посылок в России доставляется с помощью "Почты России". Еще некоторое время назад эта доля держалась на уровне 37-39%. Трафик международных отправлений в России на 95 процентов обрабатывается Почтой», — привел статистику чиновник.
По словам Подгузова, увеличение присутствия на рынке доставки повлекло за собой повышение уровня требований по качеству почтовых услуг, который соотносится с уровнем сервиса, существующим в отрасли в целом. Кроме этого, конкуренция на рынке обострилась с появлением других компаний экспресс-доставки, которые действуют в крупнейших городах страны.
«В перспективе речь идет не только о развитии сети сортировочных центров, но и об "умных" цифровых складах и современных отделениях, использующих принципиально новые и удобные форматы обслуживания», — рассказал глава компании. В частности, речь идет о принципиально иной организации доставки посылок до адресата на конечном этапе.
Проект «Последняя миля» позволит смоделировать всю цепочку доставки заказа до получателя, исключая выход за пределы нормативных сроков. Например, в рамках программы предполагается оптимизировать с помощью компьютеров маршруты почтальонов, чтобы за единицу времени они могли доставлять клиентам больше отправлений.
Предполагается, что маршрут почтальона будет формироваться не утром, когда он приходит на работу, а заранее — на сортировочном центре. В итоге работник получит оптимальный маршрут доставки отправлений, которые планируется отправлять в цифровом виде на планшет работника. При этом контролировать и оценивать время и качество доставки отправления будет сам клиент.
«Во время вручения отправления клиенту будет предложено отметить на планшете, что доставка была или не была оказана в срок и должным образом. Эта информация будет сразу же поступать в наш центр обработки данных. Таким образом, мы планируем вести прозрачный учет каждого отправления», — рассказал Подгузов.
Почта на колесах и «дроны-почтальоны»
«Почта России» также намерена наращивать количество передвижных почтовых отделений. Сейчас по стране их насчитается 475. Такие отделения позволят расширить покрытие сети. Все передвижные отделения оснастят терминалами, в них можно будет оплатить коммунальные услуги, оформить страховку, открыть банковский счет в «Почта Банк».
К современным идеям можно отнести и доставку почты дронами — эту модель предполагается использовать для труднодоступных населенных пунктов и доставки отправлений от одного отделения почтовой связи до другого. По словам Подгузова, сейчас «Почта России» анализирует текущие предложения на рынке и готовится запустить пилотные проекты в этой сфере.
Для доставки корреспонденции на дальние расстояния предполагается активнее использовать самолеты. Сейчас у «Почты России» есть два самолета ТУ-204С, которые совершают как внутренние рейсы в Певек, Анадырь, Норильск, Новосибирск, Екатеринбург, Хабаровск, Казань, так и международные.
«С августа текущего года самолеты "Почты России" три раза в неделю преодолевают маршрут Ханчжоу-Новосибирск. Ранее в марте 2017 года было установлено регулярное сообщение Синьжень-Новосибирск и Харбин-Екатеринбург с частотой два раза в неделю», — сказал Подгузов. Новые рейсы позволят ускорить доставку растущих объемов отправлений из Китая.
Наконец, «Почта России» в ближайшее время намерена открыть по стране 200 «отделений будущего». Такие почты будут оснащены всем необходимым для бесперебойного и высококачественного предоставления широкого спектра услуг. Еще 500 отделений будут отремонтированы с последующей адаптацией под новый формат обслуживания.
Подгузов напомнил, что «Почта России» перестала получать дотации государства с 2015 года. По этой причине компания выступает против резкого снижения беспошлинного порога для заказов товаров из-за рубежа, идею которого активно продвигает правительство. Сейчас порог беспошлинного ввоза для товаров в Россию составляет 1000 евро в месяц для одного человека.
«Резкое снижение порога чревато уменьшением покупательской активности граждан на иностранных интернет-площадках и, как следствие, падением потоков отправлений. Наши убытки могут составить до 16 миллиардов рублей в год», — предупредил глава компании. По мнению Подгузова, правительству необходимо тщательно проработать инициативу.