Спектакль «ПослеЗавтра»: вслед за селфи ядерный удар

Фото: © Виктор Дмитриев

Театр «Глобус» показал премьеру «ПослеЗавтра» по произведениям фантаста Рэя Бредбери. Спектакль оглушает во всех смыслах...

«Глобус» в новой постановке предоставил своим зрителям редкую возможность заглянуть в «послезавтра», предсказанное когда-то великим писателем, и убедиться, что фантастические миры гораздо ближе к сегодняшнему дню, чем можно себе представить.

«Это не обстоятельства неожиданно возникших чудес, а плоды деятельности человеческих рук. Я специально не касаюсь российских реалий. Ставим сугубо западную историю. Американский автор, который писал про Америку. 50–60-е годы ХХ века. Политика, религия, локальные проблемы того или иного региона, страны меня здесь вообще не интересуют. Меня волнуют проблемы нашего сознания, то, что происходит с душой человека, ощущением личного комфорта и предназначения частного человека», — рассказал режиссёр Дмитрий Егоров.

«48 часов до начала испытания», — с такой фразы на экране над сценой начинается спектакль. Но для персонажей и зрителя эти 48 часов пролетают за 120 минут. За это время вереница героев Бредбери подвергается испытаниям разного характера.

Одним из первых фрагментов головоломки режиссёра становится сцена из книги «451 градус по Фаренгейту». Строгие пожарные жгут книги в библиотеке, разговор главных героев дублируют голос за кадром и текст на экране. Субтитры позволяют тщательнее прочувствовать фразы писателя, глубже их осмыслить. Они расширяют мир постановки, создавая параллельную реальность.

Затем на первый план выходит история мусорщика. Персонажу сказали, что с завтрашнего дня нужно будет перевозить трупы после падения атомных бомб. Мужчина хочет уволиться, но жена просит ещё поразмыслить  — дети, кредиты.

«Интересно, — продолжал он, — как надо укладывать тела — вдоль или поперёк, головами направо или налево? Мужчин и женщин вместе или отдельно? Детей в другую машину или со взрослыми? Собак тоже в особую машину или их оставлять? Интересно, сколько тел войдёт в один кузов? Если класть друг на друга, ведь волей-неволей придётся. Никак не могу рассчитать», — говорит мусорщик.

Плотными стежками в ткань постановки вплетены истории разных персонажей, перед зрителем проносится целая Вселенная Бредбери. Солдат, мечтающий, чтобы всё оружие превратилось в ржавчину, пешеход, которого отправляют в психушку за отсутствие телевизора и желание гулять по вечерам, старик, звонящий в другую страну, чтобы услышать шум улицы. Чуть дольше невидимый глаз, смотрящий в этот калейдоскоп событий, останавливается на брандмейстере Битти. Монолог этого героя превращается в стендап с мультимедиа, который мог прочитать любой современный комик.

«Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше  — ни одной. Пусть забудет, что есть на свете такая вещь, как война. Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, — это всё-таки лучше, чем если народ волнуется. Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зерна в штате Айова в прошлом году».

Путешествие по планетам-историям и изучение местных жителей заканчиваются космосом. Публика вместе с героями книг попадает в безжизненное пространство, где в безысходности продолжают проявляются все человеческие черты.

Внутри настоящего хоррора оказываются зрители во время анонсированного в начале испытания. Три девушки делают селфи и происходит ядерный удар. Это настолько реалистично, что всё внутри сжимается.

Спецэффекты в спектакле похлеще, чем в кино. Благодаря мастерской работе художника по свету и музыкальному оформлению получается полный эффект погружения.

Испытания окончены и зритель видит словно под микроскопом человеческую сущность: «Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой роднёй человеку».

Но режиссёр, как и писатель, оставляют людям надежду на спасение. Два астронавта приземляются на Марс и просят переехавших туда афроамериканцев о помощи.

«Мы своими руками свели на нет нашу Землю и цивилизацию. Ни один из городов не стоит спасения: все они будут радиоактивными на протяжении века. С Землёй покончено. Её время ушло. У вас здесь есть ракеты, которыми за все эти двадцать лет вы ни разу не воспользовались, чтобы вернуться на Землю. А я собираюсь попросить вас воспользоваться ими. Отправиться на них на Землю, забрать оставшихся в живых и привезти их на Марс. Помочь нам на сей раз выжить», — говорит один из космонавтов.

В постановке каждый актёр находится в своей роли, особенно яркими персонажи получились у Лаврентия Сорокина с его циничным брандмейстером Битти, и у дуэта Руслана Вяткина и Никиты Сарычева в роли космонавтов.

Это один из редких спектаклей, где пометка 18+ связана не с обилием нецензурных выражений или обнажённого тела, а скорее с тяжелой моральной нагрузкой и сложностью восприятия. Постановка заставляет задуматься о самых чёрных уголках души человека и одновременно показывает её светлые стороны, делает более значимым момент выбора.

Фото: © предоставлено театром «Глобус»
Еще по теме
Календарь Pirelli на 2025 год. ФОТО
Приклеенный скотчем банан продали за $6,2 млн
Экс-вице-мэр Новосибирска Терешкова возглавила филармонию
Цискаридзе назвал ненормальными цены на билеты в театр
смотреть все