Cвечи и пикеты: новосибирцы заступились за сносимую «Богдашку»

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Купить иллюстрацию

Новосибирцы принесли к снесенному Дому спорта цветы и свечи, а в соцсетях завязались бурные дискуссии на тему, почему властям не удалось спасти одну из красивых улиц города — Богдана Хмельницкого. Эксперты рассказали о том, чем так важна эта улица и почему действия застройщика по сносу зданий законны.

Еще 2003 году московская строительная компания приобрела у завода НЗХК Дом спорта (ул. Б. Хмельницкого, 21) и клуб «Отдых» (ул. Б. Хмельницкого, 19). Оба здания находились в плачевном состоянии. В планах строительной компании возвести на их месте  пять 23-этажных жилых домов с парковкой на 800 машиномест.

В 2014 году депутат горсовета Новосибирска Дмитрий Прибаловец собрал подписи против сноса этих зданий и строительства высоток, отправил во все инстанции. Через два года в октябре строительная компания снесла Дом спорта. Под снос пойдет и клуб «Отдых». Недовольные горожане стали возмущаться в соцсетях, а к разрушенному зданию принесли цветы и свечи, чтобы почтить память. В пятницу жители планируют начать трёхдневный пикет.

Элитное поселение

Сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев рассказал Sibnet.ru, что часть улицы Богдана Хмельницкого до Великой Отечественной Войны была окраинным частным сектором, который назывался «Красная горка». С конца 1940-х севернее, в бору началась капитальная застройка завода №250 по типу соцгорода. В 60-х добрались и до «Красной горки». Посёлок застроили хрущёвками.

Фото: © Музей Новосибирска

«Одним из первых, зимой 1960 года, был построен Дворец спорта с одним из крупнейших в городе залов, большим продольным балконом. Рядом строился «Дворец вальсов», но в прессе была поднята шумиха про актуальность строительства дома для танцулек, когда трудящимся жилья не хватает. Строительство приостановилось, но вскоре было продолжено в качестве межшкольного учебного комбината. В результате в 1967 году открылся крупнейший в городе кафе-зал «Отдых» вместимостью до 800 человек с 320 посадочными местами», — рассказал собеседник.

Фото: © Музей Новосибирска

По его словам, эти объекты соцкультбыта завода строились с соответствующим открытым общественным пространством, площадью, фонтаном, озеленением. Рядом естественный массив соснового бора. Это место было чрезвычайно популярно среди горожан.

«Здание (Дом культуры имени Горького) — центр редкого для Новосибирска законченного архитектурного ансамбля, жилмассива с полным набором культурных и бытовых услуг. Предполагалось, что рабочие смогут не выезжать за пределы своего «города-сада», и здесь будет формироваться культура нового, коммунистического типа. Этот «город-сад» был построен по заказу и на средства завода химконцентратов (НЗХК) для его рабочих», — сообщается на сайте Музея Новосибирска.

Фото: © Музей Новосибирска

Есть легенда, что дворец строили немецкие военнопленные, а расположенные перед ним фонтаны спроектировал известный немецкий гидротехник. Фонтаны долго не могли запустить — якобы современные инженеры не сразу разобрались в их конструкции. На самом деле дворец строили советские заключенные, а фонтаны не работали из-за отсутствия средств.

Архитектор Игорь Поповский отметил, что улица Богдана Хмельницкого — не особый архитектурный объект, а скорее элитное слободское поселение, которое характерно для Новосибирска. Таких поселений в истории города два: Академгородок и Богдана Хмельницкого.

Фото: © Музей Новосибирска

«На Хмельницкого завод химконцентратов — это инженерно-культурная элита. Там создана была прекрасная среда скульптором Геннадием Арбатским. Центр города в советское время был на этой улице. Там было лучшее благоустройство и качество жизни. Люди к этому привыкли и хотят особого отношения к этой улице», — сказал он.

По его словам, капитализм свел всю жизнь в Новосибирске к площади Ленина. Жители Хмельницкого пытаются снова идентифицироваться и заявить о себе.

Фото: © Музей Новосибирска

«Верхней зоне Академгородка это удалось. Это определённый социум, состояние людей. Для Академгородка получения статуса достопримечательного места легче решалось, там работало много академиков, невероятно много открытий было сделано. Улица Хмельницкого только жилая слобода. И такой силы как Академгородок не имеет», — отметил Поповский.

По его словам, кроме улицы Хмельницкого в Новосибирске есть еще островки соцгорода — Расточка, улицы Станиславского и Авиастроителей, часть Первомайского района.

«На Станиславского интересней застройка, многослойней, экспериментальней, но там социум слабее, и он не был в элитной ситуации», — добавил архитектор.

Снесли по закону

«Дом спорта сносят. Реакции мэрии мы так и не дождались. Ну что сказать, друзья, к сожалению, мы убедились, что мнение людей не много значит, когда на кону большие деньги. Собрав и передав от вашего лица мэру 7500 подписей, постоянно привлекая к этой проблеме внимание прессы, написав десятки писем и запросов в разные инстанции я надеялся спасти улицу в том виде, в каком ее создавали наши предшественники, но увы, один в поле не воин», — написал на странице в Facebook, где и идет основная дискуссия на эту тему, депутат Прибаловец.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

В компании-застройщике «СД Альфа Капитал» Sibnet.ru отказались комментировать снос Дома спорта и будущее этого участка.

Ранее директор новосибирского филиала «СД Альфа Капитал» Марина Гирина рассказала телеканалу «49 канал», что Дом спорта и «Отдых» находятся практически в аварийном состоянии, поэтому капитальный ремонт не выгоден.

«У нас есть полученное разрешение на строительство, которое позволяет собственнику производить любые действия по освоению своей собственности. Как вы знаете, клуб «Отдых» является собственником земельных участков и зданий, находящихся на них. Поэтому ничего не мешает собственнику производить дальнейшие работы с земельными участками», — сказала она в интервью телеканалу.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Поповский отметил, что конечно, облик улицы после строительства высоток изменится.

«Высотные объекты находились только в начале улицы — в 70-х годах была построена 12-этажка, и в середине решение башенного характера — ДК Горького. Еще было три точки — девятиэтажки возле «Отдыха». Именно это решение уже меняло контекст сталинской застройки. Новый объект даже если делать в сталинской стилистике, то по массе и плотности он создаёт другое решение — это не квартальная застройка», — отметил собеседник.

По его словам, самая ценная среда Богдана Хмельницкого — это соцгород, который начинается от улицы Трикотажной до Учительской.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

«Корни сложившейся ситуации лежат в далеком уже 2003 году, когда Дом спорта и клуб «Отдых» были проданы владельцем Новосибирским заводом химконцентратов — частному девелоперу. Отмечу, что ни мэрия, ни областная администрация никакого отношения к этой сделке не имели — федеральное предприятие продало свою собственность частнику. Тем не менее, часть вины тогдашнего руководства мэрии в сложившейся ситуации есть. Мэрия могла бы вступить в переговоры с федеральными структурами и выкупить у завода Дом спорта и клуб «Отдых», — написал на своей странице в Facebook архитектор Александр Ложкин.

По его словам, также у мэрии была возможность в 2009 году, когда принимались Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), отзонировать территорию под Домом спорта как Р-4 — зону спортивных объектов. В этом случае даже если собственник принял бы решение снести Дом спорта, он не смог бы построить на его месте ничего, кроме спортивного сооружения. Но вместо этого территорию отзонировали как ОД-1 — общественно-деловую зону, где возможно строительство торговых, общественных, административных и жилых зданий высотой до 50 этажей. Не вширь, а ввысь: Новосибирск будет строиться по-новому

Архитектор отметил, что в 2013 году собственник получил Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) — документ, содержащий перечень градостроительных ограничений, которые он должен соблюсти при застройке. Этот момент можно считать «точкой невозврата», после которой мэрия утратила какой-либо контроль над судьбой участка.

«В 2015 году собственник обратился в мэрию и получил два разрешения на строительство на принадлежащих ему земельных участках: трех 20-этажных жилых домов с подземной автостоянкой и трансформаторными подстанциями и двух 13- этажных жилых домов с подземной автостоянкой. Мэрия не имела права не выдать собственнику разрешения на строительство — по закону мэрия лишь проверяет наличие положительного заключения экспертизы и соответствие проектной документации ранее выданному ГПЗУ» — отметил Ложкин.

Поповский также считает, что в отношении клуба «Отдых» и Дома спорта закон обратной силы не имеет. Остальная часть Хмельницкого под вопросом.

«В ноябре готовится заседание научно-экспертного совета чтобы признать улицу Хмельницкого в качестве достопримечательного места. После этого делаются научные исследования, по результату уточняется предмет охраны, делаются охранные зоны и градостроительный регламент. Ответственность будет лежать не только на новых застройщиках, но и на жителях, они не смогут входы в дома делать как попало, ставить лоджии и многие вещи. Будут жесткие ограничения», — сказал Поповский.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

По его словам, такой путь уже прошел Академгородок, но там жители более внимательно относились ко всем общественным слушаниям и принятию планов застройки.

Как сказал Голодяев здания «Дома спорта» и клуба «Отдых» не являются выдающимися с архитектурной точки зрения. Но они несут в себе историческую память нескольких поколений о своей молодости, танцах, занятий спортом.

Люди ошарашены, что из-за высоток увеличится транспортный поток на загруженной улице и нагрузка на социальную инфраструктуру.

«Эмоции захлёстывают, и совершенно не зря планируемые к постройке здания в народе уже окрестили словом «чирий»», — сказал собеседник.



Еще по теме
Елку из 500 машин построили в Красноярске. ВИДЕО
Жители Омска пожаловались на вид новогодней елки
Памятник погибшему главе МЧС Зиничеву открыли в Иркутской области
Дорожный знак «Чмоки и поки» появился в российском городе
смотреть все