Традиционно линейка проходит на площадке возле здания школы. Начало в 10.00, но родители с первоклашками и детьми постарше собираются заранее, чтобы ничего не пропустить, обсудить организационные вопросы. Женщины в хиджабах ведут за руки девочек с огромными бантами и мальчиков в костюмах, в другой руке у них букеты георгинов. На лицах тревога: куда встать, у кого спросить и как спросить, чтобы тебя поняли...
По словам директора школы Елены Кузиной, здесь учится больше детей из ближнего зарубежья, чем русских. В основном это таджики и узбеки. Есть и азербайджанцы, алтайцы, киргизы. Но несмотря на отличия во внешности и разные языки, для учителей, как они утверждают сами, все дети «свои». Хотя педагогический состав — из местного населения.
«Проходя по коридору, я не подразделяю, кто русский, кто не русский, все одинаковые», — говорит Кузина.
Ребята, учителя и родители уже выстроились в шеренги. Каждый классный руководитель держит табличку с номером класса, хотя учеников в школе немного, около 20 человек в каждом классе.
Все дети, несмотря на национально-культурную принадлежность, одеты одинаково — девочки в черных юбках и белых блузках, а мальчики в брюках и рубашках. Есть у всех и общий элемент — серые жилетки, которые школа сама закупила для учеников как элемент единой формы.
«Родители принимают все условия, как только поступают в школу. Что касается внеурочного времени, дети могут прийти в национальной одежде — ничего страшного, восприятие у всех нормальное, единственное, вот паранджа — это нет, а вот тюбетеечка — хорошо. Но приходить в национальных костюмах... дети сами стесняются этого», — поясняет директор.
По заверению Кузиной, ни одежда, ни национальность не влияют на отношение к детям. «У нас был Пушкин — таджик, он оказался самым похожим Пушкиным, что можно себе представить, он на чисто русском читал пушкинские стихи и во всем вот этом образе с бакенбардами, то есть просто восторг вызвал у всех», — говорит она.
Торжество начинается. Сказав короткое приветствие, ведущие приглашают выпускников-девятиклассников и первоклашек «на сцену». Под звонкую музыку старшеклассники за руки выводят малышей. Выпускники улыбаются, а самые юные школьники озираются по сторонам испуганно.
В рядах, выстроившихся для торжественной линейки, видно, что в начальных классах больше детей-иностранцев, чем среди старшеклассников. Руководство школы это объясняет тем, что приезжие часто кочуют и долго в школе не задерживаются. Но есть и те, кто приводит в эту школу не первого ребенка.
«Русский уже знает у меня (сын), дочь здесь учится», — говорит на плохом русском папа Абдулах из Узбекистана, то и дело выглядывая сквозь толпу на свое чадо.
Сегодня его сын пришел в первый класс. По словам Абдулаха, в этой школе его дети будут учиться до получения аттестата.
Видно, дети разных национальностей, которые учатся вместе не первый год, ведут себя совершенно дружелюбно, активно и весело перешептываясь. Кузина поясняет, что разнонациональные или поликультурные, как их здесь называют, не конфликтуют. Разногласия возникают чаще междоусобные, например, таджики ссорятся с таджиками, узбеки с узбеками.
«Как правило, все беседы я веду с папами, потому что глава семьи в этих семьях — папа. И всю ответственность за все, что происходит в семье и за пределами с семьей, тоже несет папа. Поэтому много времени потребовалось, чтобы привлечь к этой работе именно пап», — говорит директор.
Все внимание школьников на линейке приковано к первоклассникам — они рассказывают свои первые стихи на большую публику. Основные чтецы — русские ребята, но есть и дети, приехавшие из Таджикистана, однако уже успевшие выучить русский язык. Они тоже рассказали стихотворения. По словам Кузиной, есть ребята, которые на русском вообще не понимают, но и это проблема решаема.
Если ребенок не понимает язык, то первое время учитель его не трогает, дает освоиться. С такими детьми работают индивидуально. Для этого в школе есть все ресурсы — психолог, логопед, учитель с филологическим образованием, который имеет опыт работы с детьми разных национальностей.
«У нас была одна девочка, которая совсем не говорила…Она ходила и плакала, потому что она не понимала, где она находится. И она у нас была как дочь полка. Она сидела у меня, у каждого сотрудника…Что вы думаете? Проходит полгода, и она со мной разговаривает на чисто русском языке. Я сейчас говорю, а у меня мурашки, потому что у меня тогда был шок», — вспоминает собеседница. Но, добавляет она, с детьми, которые приходят в школу сразу в старшие классы и не знают языка, работать, бесспорно, сложнее.
Наступает самый важный момент — первый звонок. Девятиклассник Мухаммед Давлатов усаживает на плечо первоклассницу Юлю и проходит почетный круг. Девочка тонкой ручкой из-за всех сил трясет колокольчиком. На лицах родителей умиление, у некоторых даже слезы.
Торжественная линейка заканчивается и все суетливо рассредоточиваются по классам. У каждого своя забота — старшеклассники бегут в класс, чтобы скорей согреться, учителя пытаются организовать беспорядочный поток детей. Часть родителей спешат за директором. Среди них и те, чьи дети еще оформлены в школу. Кузина успокаивает: «Всем место найдется».
В стенах школы пахнет краской после недавнего ремонта. Узенькие коридоры создают определенный уют. Дети, исчезнув за дверями классов, усаживаются на свой первый в этом учебном году урок. Первоклашек классная руководительница сама рассаживает за парты.
Родители терпеливо остаются ждать в коридоре. «Сильно волнуемся, но у нас радостное настроение, что мы начали первый учебный год, мы из Киргизии приехали, тут в школе как большая семья, у нас уже опыт есть, в этой школе еще ребенок учится. Тут у нас вот мама есть (показывает на женщину в платке), они вообще по-русски не разговаривают, но к концу года всему научатся», — поделилась своим мнением одна из мам, ждущая своих детей, Хуршида.
Спустя 20 минут после начала урока дети уже освоились. На вопрос «Как у вас настроение?» хором отвечают «Хорошо!» Они еще очень послушны и, может быть от незнания, как допустимо, ведут себя чересчур правильно. Руки на руку аккуратно сложены на парты, спинки выпрямлены, а широко распахнутые глаза устремлены на учителя.
Первый урок пролетел незаметно. На выходе из школы за столом сидит опытная женщина, которая следит за порядком. «Сними головной убор», — кричит она вслед мальчику, который зашел в помещение в кепке. «Девочки, выйдите из мужского туалета, ваш — на втором этаже», — направляет она других школьников, которые, судя по всему, впервые в этой школе.
Но, отмечают педагоги, хоть учебный процесс и начался, это не значит, что классы сформированы. Бывает, что посреди года приезжают семьи в Новосибирск, которые просят принять ребенка в школу. «Стараемся всех брать», — уточняет Кузина.