Интервью с профайлером: как физиогномика поможет бизнесу и сыщикам

Фото: предоставлено Артемом Павловым

Можно ли узнать в случайном попутчике террориста? Зачем нужен специалист по кадровой безопасности? И что говорят о человеке черты его лица? На эти и другие вопросы о секретах физиогномики в интервью Sibnet.ru ответил человек редчайшей для России профессии — физиогномист профайлер, специалист по анализу поведения человека, руководитель частного агентства по экономической и кадровой безопасности Артём Павлов.

Фото: © предоставлено Артемом Павловым

— Что дает физиогномика, насколько серьезна эта наука?

­— Есть два направления изучения человеческого лица — физиономика и физиогномика. Физиогномика — это определение личностных особенностей по чертам лицам. Практически, на лице мы носим личностный портрет. И распознаём мы его интуитивно, когда смотрим на лицо и делаем выводы — нравится оно нам или нет. А физиогномика даёт понимание, как это делается. Даёт технологию составления психологического портрета.

Второе направление — физиономика, это динамические изменения. Это лицевые экспрессии — мимика, то, что связано с эмоциями и согласовано с поведением. То есть распознавание того, говорит человек правду или обманывает. Мы изучаем психологию лица по двум направлениям: с одной мы изучаем психологический портрет, с другой — достоверность того, что говорит человек.

— В каких отраслях эта наука применяется?

— Прежде всего, это управленческая деятельность и различные коммуникативные сферы. Человек вынужден принимать решения в ситуации неполноты данных. Физиогномика — это прекрасное подспорье для управленцев, для переговорщиков, для тех, кто отбирает персонал. И только потом для специалистов спецслужб, как подспорье, чтобы выявлять риски, связанные с деятельностью тех или иных персоналий.

— Работодатели стали чаще проверять своих сотрудников на предмет благонадежности? Какова общая тенденция?

— С каждым годом примерно в три раза увеличивается количество таких заявок. Наша современная психология во многом заточена на то, что вот, мы эксперты, мы вам скажем, а вы уже дальше принимайте решения. В современном мире так не работают, в современном мире тебе платят за ответственность. Ты быстро принимаешь решение и говоришь — я эксперт, я принимаю на себя ответственность за это решение.

Физиогномика, психографология, оценка характера по внешности — вот реальная психодиагностика, которая позволяет давать конкретные практические комментарии, конкретные рекомендации для руководителей, а также сотрудников служб персонала и безопасности.

Сейчас требуются быстрые прикладные решения. Мир требует, чтобы было конкретно, понятно, ёмко и быстро. Неинстументальная психодиагностика — она, как раз, удовлетворяет всем этим требованиям.

— А часто ли спецслужбы обращаются к физиогномистам за помощью, и какая именно нужна помощь?

— Конечно, если брать динамику в нашей стране, то наши первые лица были очень слабо защищены в плане невербальных технологий вообще и физиогномики в частности. В последние несколько лет уровень специалистов, занимающихся этими технологиями, значительно вырос. И на сегодняшний день наше «первое лицо» в несколько раз читается хуже для западных специалистов, чем это было 10 лет назад.

Любое публичное лицо должно обладать навыками демонстрации нужных невербальных дисплеев, ведь более 90 % всей информации в ходе контакта мы получаем из невербальных источников, а не из слов. Это касается не только мимики, но и жестов, позы, речи и других коммуникативных каналов языка тела.

Вы понимаете, что если я расскажу о работе со спецслужбами, дискредитирую себя как специалиста... Но если скажу, что этого не было, то скажу неправду. В целом: есть категория преступлений, в раскрытии которых профиль человека играет решающую роль. Тут, в целях предотвращения серийности криминальной деятельности, используются любые методики. И это как раз те случаи, где для установления личности в числе разных инструментов используются физиогномика и анализ поведения (профайлинг).

— А, например, террориста можно распознать по внешним признакам, и что это за признаки?

— Это можно сделать. Существуют методики, которые позволяют исключать риски — опознавать человека, имеющего деструктивные намерения ещё до того, как он начнёт действовать. Но конкретику я дать не могу. Есть вещи, которые не должны попадать в публичное поле.

— Можете привести примеры, когда с участием физиогномистов были раскрыты деструктивные личности?

— Последний персонаж — Джихади Толик, который в Сирии казнил одного из агентов ФСБ. Это парень из Ханты-Мансийска, по-моему, из Тюмени. У Толика ещё на стадии, когда он спортом занимался, была склонность к нигилизму, а когда мы поизучали его историю, оказалось, что окружение стимулировало развитие его скрытой агрессии.

Если бы люди, которые с ним занимались, тренеры знали бы физиогномические особенности, этой ситуации однозначно можно было бы избежать. То есть человек не перешёл бы эту грань, и его можно было бы сохранить, как члена общества, это совершенно точно. Все предвестники — они были ещё тогда, когда ему было 17 лет.

Вы поймите, что все эти вербовщики в сирийскую (запрещённую в России террористическую организацию) ДАИШ, они же отыскивают определённых людей, у них очень чётко поставлена система отбора. Они же не ко всем подряд ходят и зовут воевать в ДАИШ. Они выбирают людей с определённым психологическим складом. Так же, как цыганки выдёргивают из толпы людей с высоким уровнем внушаемости, которые психологически ослаблены. Кстати, цыганки — прекрасные физиогномисты и прекрасно всё знают...

— Хороший физиогномист может заменить полиграф?

— Здесь нет понятия хуже и лучше. Полиграф — это одна методика, физиогномика и профайлинг — другая. Я не стал бы сравнивать их между собой, потому что в одних ситуациях, возможно, лучше использовать полиграф, но в каких-то случаях невербальные методики будут на два порядка выше и полезнее. Профессионал должен работать и с тем инструментом, и с другим. Они и дополняют друг друга, и в разных ситуациях используются.

— Что по лицу человека может понять обыватель?

— В общем... тип мышления: логика или интуиция. Логики в начале своего размышления ещё не знают, какое будет решение, потому что они выстраивают его в цепочке обдумывания. А интуиты сначала принимают решение, а потом «подтягивают» под него логику — почему они так решили.

Логик — это длинноголовость. Если мы проведём линию по верхней части глазницы, а нижнюю линию по линии рта и сделаем вертикальный промер от края глаза до нижней челюсти, то получим либо прямоугольник, либо квадрат. В зависимости от того — круглоголовый человек или длинноголовый — будет варьироваться степень логического мышления.

Соответственно, длинноголовому нужно подавать более аргументированную информацию, если мы хотим его в чём-то убедить. Другой тип будет рассуждать, исходя из интуиции. А интуиция — это наш непроявленный опыт из подсознания.

Нос — это характеристика работы с информацией, интеллекта. Длинноносые люди — это люди, которые умеют выхватывать из объёма ценную информацию, это люди любознательные. Люди, у которых большие ноздри, умеют обрабатывать большие информационные объёмы.

Размер рта — это амбиции. Посмотрите первую страницу «Форбс» — вы увидите там большеротых с тонкими губами, большими носами и большими ноздрями. Это признаки высокой аналитики и больших амбиций.

Челюсти — это характеристика активных действий. Либо человек бросается в бой всегда, либо он конформист и ищет компромиссные пути решения. Либо он медлительный и всё подвергает системному анализу.

Брови — характеристика чувственности, то есть насколько человек может себе отказать, если дело идёт об удовлетворении первичных потребностей, но это уже важно для межличностных отношений.

Морщины лба — это признаки стратегии, когда у человека уже сформировались устойчивые жизненные убеждения, которые он не предаст. Морщины будут говорить о том, какие метастратегии управляют мышлением человека. Именно поэтому морщины образуются не в 15 лет, а после 30. Ну и так далее. Кстати, женщины скрывают свои морщины, потому что это информация об их опыте, а женщины не хотят, чтобы мужчины знали их опыт. Мужчины любят неопытных женщин. Здесь можно много о чём говорить...

— В чём внешние различия между хорошим человеком и негодяем?

— Психология стоит выше понятий «хорошо» и «плохо». Мы можем утверждать, что у человека есть те или иные черты, или они отсутствуют. Если человек беспринципен — мы можем полагать, что он будет действовать в соответствии с ситуацией. Можем мы такого человека назвать подлецом? Далеко не всегда. А если мы говорим, что человек имеет внутренний стержень и добивается своего — можем мы говорить, что этот человек целеустремлённый лидер? Можем. Можем мы говорить, что этот же человек может быть самовлюблённым социопатом — можем! То есть психология работает с предрасположенностью, рисунком личности.

— Но вы можете однозначно определить — врёт ли человек…

— Конечно. Но это целая технология, которой мы, в том числе, обучаем сотрудников заказчиков. Здесь нет простых советов... Потому что ложь — социальный продукт. Человек лжёт, чтобы что-то получить или чего-то избежать. Поэтому в поведении нет ни одного признака, который бы точно указывал на ложь. Ложь мы рассматриваем через социальную призму, то есть, когда человек без повода начинает волноваться или когда его язык тела расходится с тем, что он говорит. Тогда возникает оценка достоверности.

Индивидуальный подход к каждому человеку — это опять же технология. Любой универсальный совет, который даётся в данной отрасли, это популизм и лицемерие.

— То есть, например, утверждение, что если человек чешет ухо, то он врет — неверно?

— Нет, абсолютно! Сколько раз вы видели, что человек вас слушает и чешет нос? Это он молчит и врёт? Таких примеров я могу привести десятки. Любое невербальное поведение связано со словами, которые человек либо собирается сказать, либо вы ему сказали. Это может быть реакция на ваш вопрос. То есть, это всё индивидуально.

— Как получить образование в этой сфере? И насколько востребована такая специализация?

— Просто супервостребована! Есть несколько учебных центров. Системного образования пока нет, но с этого года мы будем выпускать вместе с одним из вузов новых специалистов — по кадровой безопасности.

— Это впервые в России?

— Да. В августе — первый набор. Это краткосрочная программа, курсы повышения квалификации. Там будут учиться специалисты по подбору персонала, руководители и сотрудники безопасности. То есть все те, для кого инструменты оценки невербального поведения являются профессионально важными.

— Можно ли сказать, что эти навыки помогут сохранить бизнес в тяжёлое, критическое время?

— Конечно. Люди — это наш главный ресурс, поэтому управление этим ресурсом и его подготовка являются определяющими в современных условиях.

— На какие моменты стоит обращать внимание в поведении коллег, чтобы сохранить комфортные отношения в коллективе?

— Четыре этапа, которые гармонизируют любые отношения. Слушать, слышать, понимать, доверять. Невозможно доверять, если ты не понимаешь. Невозможно понимать, если ты не слушаешь и не слышишь. Невозможно слышать, если ты не слушаешь. Именно в этой последовательности, а не иначе. Большинство людей так и останутся жить в мире двух монологов, не начав даже слушать то, что говорит их коллега, друг, муж. Схема-то простая...

— Как часто встречаются в данной отрасли шарлатаны и как не нарваться на таких?

— Они есть в любой отрасли и наша — не исключение. Тема интересная, люди интересуются. И я встречал таких псевдоспециалистов, которые, прочитав две-три книги, назвали себя профессионалами и теперь продают себя как бизнес-тренеры, гуру или практикующие специалисты.

У нас очередную отрасль взяли и испортили из-за желания быстрой наживы. Ведь многие бизнес-тренеры были неуспешны или вообще никогда не работали в бизнесе. Виданное ли это дело: рассказывать людям, как вести бизнес, не будучи специалистом, не имея успешного опыта в соответствующей сфере... Здесь примерно то же самое.

Но, как правило, люди, которые занимаются такими вещами, они профессионалы в области манипуляции. Самопрезентация для них — главное. Я бы здесь практический опыт спрашивал. Причём, конкретику — какими расследованиями занимались и тому подобное. Потому что назвать себя великим специалистом очень просто. А вот подтвердить свой бэкграунд — нет.
Еще по теме
Представлена первая фотография отдельного фотона
Обнаружены питающиеся сладким нектаром волки
Земля накренилась из‑за откачки грунтовых вод
Почему женщинам лучше работать в тепле
смотреть все