Доллар стал для россиян символом унижения национальной экономики и заносчивого экономического могущества США. В России американские деньги одновременно и предмет ненависти, и объект мечтаний. Растущий доллар бьет по карманам простых людей и увеличивает доходы крупного бизнеса. В чем причина несокрушимости американской валюты и может ли страна избавиться от ее диктата?
По данным экспертов, 60-65% всех сделок в мире рассчитывается в долларах, то есть примерно две трети мировой экономики обслуживается и зависит от американской валюты. И чем национальная экономика той или иной страны слабее, тем сильнее она зависит от «зеленых бумажек».
По словам экономиста, советника президента РФ Сергея Глазьева, Россия находится под диктатом доллара. «При Кудрине (экс-министр финансов РФ) российская денежная система была жестко привязана к доллару — эмиссия рублей шла исключительно под покупку американской валюты. Фактически он сделал российскую экономику финансовой колонией США — расширение кредита было возможно только под покупку обязательств США и их союзников по НАТО», — заявил Глазьев в интервью российским СМИ.
Экономист отметил, что «кудринская политика была исключительно выгодна США и ЕС — объем ежегодного финансового трансферта в их пользу за наш счет достигал 100 миллиардов долларов». Да и сейчас Россия продолжает вкладывать огромные средства в покупку долговых обязательств США, по сути, инвестируя американскую экономику. При этом российская экономика сама очень нуждается в доступных кредитных ресурсах и инвестициях.
ИСТОРИЯ УСПЕХА
Триумфальное шествие доллара США началось накануне Первой мировой войны. «Тогда в мире были две быстро развивающиеся экономики с устойчивыми, крепнущими валютами — США с долларом и Россия с рублем», — отмечает профессор Новосибирского государственного университета, доктор экономических наук Владимир Клисторин.
Удержать лидерство удалось только Америке, прежде всего, из-за крайне удачного геополитического положения: отсутствия сильных врагов под боком и удаленность от основных театров военных действий Первой мировой. При этом США активно кредитовало все воющие стороны, а после вступления весной 1917 года самой Америки в войну — уже только страны Антанты (Великобританию и Францию).
В итоге к концу войны и Франция, и Великобритания оказались должны огромную сумму Соединенным штатам. Чтобы выплатить ее, эти страны наложили разорительные репарации на проигравшую Германию. У истощенных войной немцев таких средств не было и им на «помощь» пришли американские банкиры, предложив кредиты под хорошие проценты. Эти кредиты и пошли на выплату репараций французам и британцам, которые их, в свою очередь, направили на погашение долгов перед США.
Таким образом, Америка вернула себе свои средства, при этом вытащив из долговой ямы, но связав дополнительными обязательствами, Францию и Великобританию, и одновременно загнав в кабалу Германию.
Такой же подход американцы использовали и во время Второй мировой войны, к исходу которой США стали безусловным экономическим лидером мира. На долю Америки приходилось 50% валового мирового продукта. В 1944 году была введена Бреттон-вудская международная система. Развитые страны отказывались от использования золотого стандарта в качестве общепризнанного эквивалента в мировой торговле. Курс национальных валют привязывался к доллару США, а тот в свою очередь опирался на золотой стандарт.
ГЛОБАЛЬНАЯ АВАНТЮРА
Однако со временем и США стали испытывать серьезные экономические трудности. Из-за роста европейских и азиатских развитых экономик доля Америки в валовом мировом продукте упала. К началу 1970 годов курс доллара значительно снизился, и Вашингтон принял решение полностью отказаться от золотого стандарта. С тех пор доллар, по точному определению профессора Колумбийского университета и лауреата Нобелевской премии Джозефа Стиглица, превратился «валюту, основанную на вере».
Пришедшая на смену Бреттон-вудской Ямайская финансовая система утвердила плавающий рыночный курс национальных валют относительно доллара. Но США придумали новую схему для сохранения доллара во главе угла мировой экономики. Ловкой дипломатической политикой они убедили Саудовскую Аравии продавать нефть только в американских долларах, а избыток прибыли от нефтяных сделок инвестировать в долговые бумаги Америки. Впоследствии к этому договору присоединились все нефтедобывающие страны ОПЕК.
С тех пор вместо золотого стандарта американская валюта тесно связана с международным рынком углеводородов. Отсюда и берет начало термин «нефтедоллары». Этот инструмент США с успехом используют для создания искусственного глобального спроса на свою валюту, а также для экономического давления на другие страны — Россия за последние два года сумела убедиться в эффективности данного механизма.
БЛИЗОК ЛИ КРАХ?
Российские политики, оскорбленные уязвимостью национальной экономики от диктата доллара, любят рассуждать о грядущем крахе международной валютной системе, основанной на американской валюте. Более трезвомыслящие экономисты в такие прогнозы, верят не слишком.
По словам профессора Клисторина, доля США в валовом мировом продукте к настоящему времени снизилась до 20%. Но американская экономика до сих пор остается самой мощной, устойчивой и динамичной развивающейся. «Здоровье национальной валюты, — как отмечает профессор, — зависит от здоровья национальной экономики». Не стоит сбрасывать со счетов и политическое влияние и военную силу Соединенных Штатов.
«Пока доллар США поддерживается крупнейшей в мире экономикой, крупнейшей в мире финансовой системой, крупнейшим в мире военным флотом, контролирующим всю мировую торговлю (в том числе, торговлю нефтью, которая идет по морю), речь об утрате долларом ключевой роли не стоит, поскольку США просто этого не допустят», — уверен эксперт инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев.
Эксперт считает, что Россия отказаться от доллара не сможет просто потому, что «долларовое обращение сейчас — это кровеносная система мировой экономики». И все разговоры об этом — лишь политическая спекуляция. Мировому финансовому рынку нужен общепризнанный эквивалент. У доллара пока здесь нет конкурентов.
«Даже в отдаленной перспективе доллар свое значение основной резервной валюты мира не потеряет. Ни евро, ни тем более британский фунт-стерлинга, и швейцарского франк, которые тоже признаны резервными валютами, с ним состязаться никак не могут. До такого статуса очень далеко и китайскому юаню, хотя он и признан Международным валютным фондом и Всемирным банком», — отметил Клисторин.
Но, как говорит Михеев, в исторической перспективе, «если говорить о сроке в 50 лет, смена мирового финансового центра вполне возможна, в истории это происходило не раз». В последний раз роль мировой метрополии-мирового жандарма потеряла Великобритания, уступив место США. Это был длительный процесс и он был связан с тем, что относительно маленькая страна Великобритания просто не смогла контролировать свои колонии, в первую очередь США.
«Аналогично, в исторической перспективе, США с населением 322 миллиона человек, скорее всего, не смогут контролировать Евразию с населением 5 миллиардов человек (и прежде всего, речь идет, конечно, об азиатском регионе). Скорее всего, США уступят мировое доминирование Китаю, а насколько этот переход будет болезненным — это большой вопрос», — сказал эксперт.
КАК ОТВЯЗАТЬСЯ ОТ ДОЛЛАРА?
Популярна в российской политической среде идея об отказе от использования доллара в отечественной экономике. Но и здесь фантазии политиков разрушает суровая экономическая реальность.
«Попытки отвязаться от иностранной валюты — это какая-то глупость. Внешнеэкономические связи зависят не только от нас, но и от всех наших контрагентов. А они согласятся перейти на рублевые расчеты? Ведь у контрагентов должны быть запасы российской валюты, а это значит, что мы должны перейти на отрицательное сальдо торгового баланса по текущим операциям, что очень рискованно», — поясняет Клисторин.
По его словам, и российское правительство не верит «в эти разговоры». Центробанк отказался от поддержания курса национальной валюты, пустив ее в свободное плавание. И сделано это именно для того, чтобы удержать резервы в иностранной валюте. А это полностью противоречит всем рассуждениям о переходе к торговле на национальную валюту.
«Другое дело перейти, например, с Китаем во взаиморасчеты по рублю и юаню без участия доллара. Но здесь также возникает серьезная проблема — какой будет обменный курс юаня в рубль и наоборот. И вот тут опять нужен общепризнанный эквивалент — пусть не доллар, а другая резервная валюта. Рубль сейчас сильно колеблется и нужно каким-то образом страховать эти риски», — сказал Клисторин, добавив, что единственная возможность уйти от долларовой зависимости для России — построить современную динамичную экономику. И опыт такой есть: чуть более века назад российский рубль на равных конкурировал с американским долларом.