Как стать донором спермы и сколько у них детей?

Донорство, как своего рода дополнительный заработок, в условиях кризиса стало более популярным, особенно среди студентов. «Банки» спермы и яйцеклеток в Новосибирской области есть в трех клиниках. Заведующий отделением эмбриологии медицинского центра «Авиценна» Алексей Кожин рассказал Sibnet.ru, зачем нужен донорский материал, сколько за него платят и как отбирают доноров.

Поиск двойника

«Большинство случаев применения донорства — когда муж и жена по какой-то причине не могут использовать свои яйцеклетки или сперматозоиды. В тех случаях, когда получить качественные половые клетки невозможно, другого пути, кроме использования донорского материала, нет», — объясняет Кожин.

В первую очередь доноры должны пройти тщательное обследование, которое обычно проводится за счет клиники. Его объем определен приказом Минздрава РФ, в него входят заключения уролога, генетика, психиатра и терапевта, обследование на инфекции, анализы крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты, определения группы крови и резус-фактора, генетическое обследование.

По словам врача, дефицита в количестве донорского материала нет, но в разнообразии фенотипов (передающихся генетически внешних признаков) всегда есть потребность.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

«Пациенты хотят подобрать похожего донора на одного из родителей или на обоих. Сколько бы мы признаков ни учли, все равно найдется такое сочетание, например, карие глаза, волнистые волосы, первая группа крови, но рост нужен высокий. У нас есть высокий рост, но у него или глаза голубые или группа крови другая. Признаков учитывается много: рост, вес, цвет волос, глаз, группа крови. На какие-то компромиссы приходится идти часто», — говорит собеседник.

Всех доноров кодируют, пациенты не могут увидеть донора и его фотографию, а только изучить описание с параметрами. Кроме обязательных пунктов анкеты, определенных приказом, есть и дополнительные сведения, например, некоторые пациенты хотят знать знак зодиака донора и подобрать подходящий. 

#Здоровье
Мужское достоинство: идеальные и реальные размеры

Предоставление таких данных возможно, хотя, отмечает врач, это не влияет на наследственность будущего ребенка. Пациенты могут узнать национальность, образование, профессию, рост, вес, группу крови донора. А также информацию о цвете глаз и волос, форме носа (широкий, прямой), лица, лба.

«С точки зрения донорства, у голубоглазых светловолосых людей есть преимущества. Если оба родителя голубоглазые блондины, им донор нужен только голубоглазый блондин. У них не должно быть кареглазых детей.  Если родители кареглазые, то у детей могут быть и серые, и голубые глаза. Кареглазым родителям можно голубоглазого донора взять, а наоборот — нет», — объясняет эмбриолог.

Доноры, не имеющие доминантных (преобладающих) признаков, таких, как карие глаза, черные волосы и смуглая кожа, более универсальны и подходят большему количеству людей.

«По телефону я общаюсь с женщиной и помогаю выбрать донора. Обсуждаем разные параметры и доходим до роста. У нее рост 150 сантиметров, я ей советую выбрать донора не очень высокого роста, чтобы не получилось, что ребенку 12 лет, а он маму перерос. Она говорит: "Нет, я не хочу, чтобы мой ребенок мучился так же, как я. Дайте мне самого высокого". Мы выбрали донора ростом 190 сантиметров. Неизвестно, будет ли он такой высокий, но ей спокойней», — привел пример собеседник.

Если пациентам приглянулся донор из другой клиники, врачи не откажут — для них важно, чтобы клиенты получили нужного донора. Здесь сложности могут возникнуть только при транспортировке материала, так как сперма и яйцеклетки находятся в замороженном состоянии и нужно поддерживать определенную температуру.

Всего в Новосибирской области три клиники, занимающиеся экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), имеют «банки» спермы и яйцеклеток. Кроме «Авиценны» это «Клиника профессора Пасман» и Artmedgroup.

Полсотни детей

«Практика показала, что самые надежные доноры — студенты, у них самая высокая мотивация, так как нужен дополнительный заработок, который не занимает времени. Эти люди готовы ходить два-три раза в неделю, они вовремя приходят на обследование. Есть люди, которые идут за идею, например, человек с высшим образованием, руководитель компании, у которого есть дети, жена, хочет сделать доброе дело. Но уже к концу обследования не выдерживает, говорит, что еще донором не стал, а уже надоело», — отмечает эмбриолог.

Донором может стать мужчина от 20 до 40 лет, но чаще всего это мужчины до 30. По словам врача, из примерно 300 обратившихся донорами смогли стать 30 человек, но по несколько лет были донорами только 10 из них.

«По каким причинам чаще всего не подходят? Есть доноры, у которых все порции спермы подходят по параметрам, а у некоторых каждая вторая порция неподходящая.  Если показатели спермограммы ниже установленной нормы, мужчина не получает вознаграждение, и такому донору неинтересно уже участвовать в программе», — говорит Кожин.

Требования к сперме донора выше, чем норма для заключения «здоров» обычных мужчин. Например, концентрация сперматозоидов должна быть более 80 миллионов на миллилитр, доля морфологически нормальных более 4%, доля прогрессивно-подвижных форм более 60%. 

Для сравнения, нормой для обычного мужчины считаются показатели: от 15 миллионов сперматозоидов на миллилитр, доля прогрессивно-подвижных форм более 32%.

При этом донор не может иметь бесконечное количество детей. Приказом Минздрава это число ограничено для того, чтобы избежать возможных браков между детьми одного донора: на 800 тысяч населения у одного донора может быть 20 детей, поэтому в Новосибирской области, где проживает примерно 2,5 миллиона человек, донор может иметь только 60 детей.

Кожин подчеркнул, что доноры «Авиценны» к этому порогу не приблизились, так как не все выбирают одного и того же донора и не так часто применяют эту процедуру. «У нас много пациентов из других регионов и даже те дети, которые получены от одного донора, не всегда остаются в нашем регионе», — поясняет эмбриолог.

По его словам, бывает, что у пациентов возникают опасения о возможных родственных браках: «Многие приходят и спрашивают, что если у донора уже 50 детей и я рожу, какой шанс, что ребенок потом женится на своей сестре? Есть, конечно, такая вероятность, но это небольшой шанс, это сотые доли процентов».

Сдают сперму доноры в специальной комнате, где есть удобное кресло и большой телевизор с соответствующими фильмами. Рекомендованный перерыв между сдачей материала — три-пять дней.

«Один донор спрашивал, можно ли сдавать сперму четыре раза в неделю… Но надо пару дней воздержания, и чтобы личная жизнь не страдала. Поэтому мы рекомендуем один-два раза в неделю. Но это зависит от пожеланий донора и от того, какие у него показатели. Если он сдает с определенной частотой, и мы видим, что показатели низкие, рекомендуем снизить частоту, и наоборот», — объясняет врач.

Также количество раз сдачи материала зависит от востребованности донора среди пациентов.

Первую порцию спермы не используют полгода, она находится в замороженном состоянии на карантине. 

«У всех инфекционных заболеваний есть инкубационный период, в течение которого они могут быть не выявлены. Поскольку сперматозоиды нормально переносят заморозку, мы замораживаем, если через полгода донор по-прежнему здоров, никаких заболеваний не выявлено, то мы можем их использовать», — говорит Кожин.

Также сперму проверяют на то, как она переносит разморозку — не теряет ли свое качество. Если показатели снижаются, то материал уничтожается. Платят донорам 3 тысячи рублей за порцию, но частями. Первую часть при первой сдаче, вторую — через полгода, если не выявили отклонений.

Фото: © предоставлено клиникой «Авиценна»

Женщинам сложнее

Если донорство для мужчин в некотором смысле приятное и неопасное для здоровья мероприятие, то сдача яйцеклеток несет некоторые риски. Тем более, в отличие от сперматозоидов, количество яйцеклеток в организме женщины ограничено.

И если сперматозоиды можно тестировать заранее, то яйцеклетки пока не получили, их количество и качество неизвестно, поэтому очень важно предварительное обследование.

После полного обследования, если все в порядке, женщине-донору проводят стимуляцию овуляции с помощью гормональных препаратов. После чего делается пункция (прокол специальной иглой через стенку влагалища), с помощью которой получают донорские яйцеклетки, в среднем 20-30 штук.

Но в отличие от сперматозоидов, предугадать количество яйцеклеток точно нельзя. Однако донорский материал используется, даже если яйцеклеток меньше десяти. Вознаграждение донору — 70 тысяч рублей за одну сдачу.

«Жестко не прописано число возможных стимуляций, но поскольку каждая стимуляция может оставить какой-то минимальный след на здоровье женщины, то обычно ограничивают максимум десятью. Но обычно вознаграждение можно получить пять-шесть раз. Мы доведем до десяти стимуляций только при условии, что организм женщины адекватно реагирует на процедуру и восстанавливается», — говорит собеседник.

#Здоровье
Самые полезные продукты для женщин

По его словам, врач смотрит, как организм отвечает на стимуляцию в первый, второй, третий разы, если есть снижение показателей, то лучше прекратить. Клинике, конечно, нужно получить яйцеклетки, но не так, чтобы донор в будущем стала пациентом.

«У доноров спермы нет требований иметь детей. У доноров яйцеклеток это имеет значение. Это не только показатель, что из ее яйцеклеток может наступить беременность, но и гарантия того, что она после процедур не останется бездетной. В процессе стимуляции риски маленькие, но они существуют, и донорство может повлиять на ее репродуктивную функцию», — объясняет специалист.

«В основном донорство коммерческое, хотя, есть ситуации, когда доноры стимулируются для своих родственников, у них свой взаиморасчет. Есть ситуации, когда дочка становится донором для мамы, племянница для тети. Некоторым людям проще принять донорство, если они знают, что это родной человек. Для других важнее, чтобы никто не знал об использовании чужого материала», — добавил Кожин.

Жизнь в азоте

Обычно яйцеклетки используют сразу, для этого синхронизируются циклы пациентки и донора, но бывает, что их замораживают и хранят.

«Чтобы заморозить яйцеклетку, ее обрабатывают под микроскопом: убирают фолликулярные клетки, окружающие яйцеклетку, обрабатывают в специальных средах, с помощью которых из нее убирается вода, так как вода при кристаллизации разрушает клеточные структуры. Клетки насыщаются специальным веществом — криопротектором. А дальше их помещают в жидкий азот, должна быть высокая скорость охлаждения, чтобы криопротектор не успел кристаллизоваться», — рассказывает эмбриолог.

При разморозке яйцеклетки также ждет серия обработок в средах, в которых удаляется криопротектор и возвращается вода.

Чуть проще дело обстоит с заморозкой сперматозоидов: к сперме добавляют криопротектор, который позволяет сперматозоидам легче перенести охлаждение. Хранятся все клетки при температуре жидкого азота при минус 196 градусах.

Получить нужную сперму, если найден подходящий донор, можно почти сразу после разморозки. С донорскими яйцеклетками сложнее. 

«Тут может период ожидания пациентов зависеть от того, какие требования и насколько широко представлен нужный фенотип. Если нужен высокий донор, а такой донор одна и если она недавно стимулировалась, то следующая стимуляция может быть через два месяца, мы не можем раньше с ней работать. Если под требования пары попадает много доноров, можно выбрать того, кто в ближайшее время будет стимулироваться.  Если же есть замороженные яйцеклетки, то процесс ускоряется», — поясняет врач.

Фото: Wikimedia

Донорский материал используют для нескольких процедур: для инсеминации — введения обработанной спермы в полость матки, когда оплодотворение происходит в естественных условиях, ЭКО — когда сперматозоид сам оплодотворяет яйцеклетку в пробирке, и ИКСИ — когда эмбриолог вручную вводит сперматозоид в яйцеклетку. 

Каждая процедура подбирается в зависимости от необходимости и показаний. Эффективность ЭКО в разных клиниках немного отличается, в «Авиценне» — 46%.

Кроме того, сдать сперму может любой мужчина, чтобы ее заморозить и сохранить на будущее — услуга криоконсервации сейчас доступна во всех новосибирских клиниках. 

Но ей, по словам эксперта, пользуются не так часто. Обычно замораживают сперму те, кто из-за командировок может пропустить процедуру ЭКО, либо если человеку предстоит лечение онкологии, от которого его репродуктивная функция может пострадать.

Фото: © предоставлено клиникой «Авиценна»

Мнение о том, что пример, подаваемый знаменитостями, приводит к повышению популярности заморозки своего репродуктивного материала, собеседник называет мифом. Например, после новости о том, что у Аллы Пугачевой родилась двойня из замороженных много лет назад яйцеклеток, ажиотажа не возникло — большого количества желающих заморозить яйцеклетки после этого не появилось.

«Люди прочитали, что Алла Пугачёва 20 лет назад заморозила яйцеклетки и теперь у нее двойня, это вызывает интерес, но не вызывает ажиотажа. Я не уверен, что по ее примеру люди пришли и решили заморозить яйцеклетки. 

Тем, кто заинтересовался, рассказывают о сохранности яйцеклеток, и какие потребуются усилия, чтобы потом с помощью них удалось забеременеть», — говорит Кожин.

Но, отмечает он, примеры звезд на руку врачам, люди начинают интересоваться и вовремя узнают о существующих технологиях.

Тема: О любви и нравах
Гороскоп 2022 года: тройка лидеров на любовном фронте
Tinder добавит проверку владельцев анкет на судимость
Женщинам нельзя: самые странные запреты
Без мужчин: почему россиянки так одиноки?
смотреть все