Аляска 3 января 1959 года получила статус 49-го штата США, став самым большим американским штатом по территории. До этого полуостров принадлежал США уже более 90 лет и часть этого времени им управляло военное ведомство. Несмотря на то, что с момента продажи Аляски прошло уже полтора века, сделка о продаже полуострова до сих пор ставится под сомнение.
Самый большой штат вошел в состав США 30 марта 1867 года, когда была завершена одна из самых известных в мировой истории сделок по продаже территориальных владений — в Вашингтоне подписали договор о продаже Аляски. Вокруг этого события существует множество тайн и мифов, а историки до сих пор спорят о том, насколько сделка была правомерна.
Официально Россия после передачи Аляски никогда не заявляла о своих правах на полуостров, однако после возвращения Крыма ряд политиков стали напоминать о русском прошлом Аляски и выдвигать различные инициативы по признанию договора о продаже недействительным.
Русская Америка
Русские мореплаватели открыли Аляску в XVIII веке. В 1784 году купец Григорий Шелихов основал в Америке первое русское поселение. До 1867 года отдаленные земли управлялись созданной для этих целей русско-американской компанией. Освоение территории шло довольно медленно – играла роль их весьма неудобное местоположение. В какой-то момент российские власти поняли, что Аляска приносит одни убытки. После этого в воздухе стала витать идея о продаже территории.
Первым об этом доложил царю Николаю I генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский. Весной 1853-го он представил государю записку, в которой отмечалось, что вопрос об уступке Соединенным Штатам русских заокеанских владений рано или поздно будет поставлен, и защитить эти отдаленные территории Россия не сможет.
К тому времени русское населения на Аляске составляло всего 700-800 человек, тогда как только индейцев, которые отказывались признавать себя подданными русского царя, на данной территории насчитывалось более 40 тысяч. По мнению Муравьева, самым выгодным в этой ситуации была бы продажа территории.
Но карты спутала Гражданская война в США, продажу пришлось отложить. После того, как на трон взошел реформатор Александр II, российская казна испытывала большой дефицит денег, необходимых на проведение реформ. Идея с продажей Аляски всплыла вновь.
Сделка обсуждалась тайно и в очень узком кругу. В число посвященных входили только шесть человек — император Александр II, Константин Романов, министр иностранных дел Александр Горчаков, министр финансов Михаил Рейтерн, морской министр Николай Краббе и посланник России в США Эдуард Стекль.
Продажу одобрили единогласно — в первую очередь потому, что на тот момент Россия нуждалась в трехлетнем иностранном займе, а потенциальная продажа «лишней» территории давала возможность получить золото и расплатиться с международными кредиторами.
Были и другие резоны — русские владения в Америке граничили с британскими, отношения Петербурга и Лондона в тот момент были близки к враждебным, ведь стороны только-только закончили Крымскую войну, которую Россия проиграла. Обширная граница с «вражеской» колонией заставляла думать, что рано или поздно малочисленные российские поселенцы будут вытеснены с занимаемой территорией.
Сделка века
Министерство финансов определило минимальную сумму, за которую Россия готова уступить Аляску — не менее 5 миллионов долларов золотом. Формально предложение о продаже поступило от российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стекля, который встретился с госсекретарем Уильямом Сьюардом и озвучил цену.
Итоговая сумма сделки с властями США составила 7,2 миллиона долларов, то есть менее 5 долларов за квадратный километр (площадь Аляски — около 1,5 миллиона кв. километров). Американским властям передавался не только весь полуостров Аляска, но и порядка 20 островов, а также всё недвижимое имущество на данной территории. Сумму нельзя было назвать фантастической — одно-единственное трехэтажное здание нью-йоркского окружного суда обошлось казначейству штата Нью-Йорк дороже.
Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне, документ были составлен на английском и французском языках. Русского экземпляра документа не существует, более того — в российских архивах отсутствуют оригиналы договора, часть экземпляров которого должны были передать России.