Стационарная телефония ускорила падение

Фото: Sibnet.ru

Падение доходов операторов фиксированной телефонии в 2014 году ускорилось. По прогнозам экспертов, все идет к тому, что мобильная связь может стать полной альтернативой фиксированной телефонии за исключением корпоративного сегмента.

В 2014 году выручка всех российских операторов от услуг фиксированной телефонии по сравнению с 2013 годом снизилась на 7% — до 171,4 миллиарда рублей, говорится в отчете iKS-Consulting. Годом ранее падение составило 5%.

Сильнее всего в прошлом году упала выручка от зоновой связи — на 14,7%, доходы от дальней связи сократились меньше — на 13%, а выручка от местной связи, составляющая основную долю доходов от фиксированной телефонии (74%), снизилась на 4,6%. Стоимость зоновых звонков сейчас практически сравнялась с тарифами сотовых операторов на звонки внутри регионов, а доходы от зоновой связи падают пропорционально сокращению зонового трафика, приводят «Ведомости» слова аналитика iKS-Consulting Елены Фроловой.

Она поясняет, что операторы, в первую очередь «Ростелеком», не повышают тарифы на зоновую связь, в отличие, например, от тарифов на местные звонки. Они не хотят терять исходящий трафик со своих фиксированных сетей на сети мобильных операторов, поскольку 75% выручки от услуг зоновой связи приходится именно на звонки со стационарных телефонов на сотовые.

«Ростелеком» действительно не спешит поднимать тарифы на зоновую связь, чтобы не допустить каннибализации зонового трафика мобильными операторами, прокомментировал изданию представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Но изменение тарифов зависит не только от планов «Ростелекома» — их максимальный уровень устанавливает государство, отмечает он.

По словам Костарева, «Ростелеком» многие годы не повышал стоимости зоновых и междугородных звонков, а тарифы на местные соединения росли ниже уровня инфляции. В 2015 году оператор поднял тарифы на международную связь, поскольку приходится рассчитываться с зарубежными операторами в валюте, а весной возможна индексация тарифов на местную телефонную связь.

МГТС в последние годы удается сохранять выручку и «телефонную» абонентскую базу в корпоративном сегменте, говорит представитель компании Татьяна Мартьянова. По ее словам, в корпоративном сегменте мобильная связь не может стать полной альтернативой фиксированной.

Ядро пользователей фиксированной связи составляют крупные корпоративные клиенты, у многих из них, например у call-центров, с ней непосредственно связан бизнес, соглашается представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Переток голосового трафика в IP-телефонию и интернет-приложения, конечно, имеет место, но в корпоративном сегменте это менее заметно, отмечает она.

По данным iKS-Consulting, 60% выручки от услуг фиксированной телефонии приходится на «Ростелеком», 15% — на МТС и ее «дочку» МГТС, 5% — на «Вымпелкома».