Боевое крещение европейского трамвая случилось уже в первый день

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

«Бэушный» чешский трамвай, который после десятилетий службы на родине побывал в Германии, теперь поехал по новосибирским рельсам. За первый день на маршруте водитель и кондуктор получили массу противоречивых впечатлений, а сам вагон успел сломаться — прошел боевое крещение.

Пять трамваев-«гармошек» производства фирмы Tatra обошлись Новосибирску с учётом доставки и модернизации (стоимость одного вагона около 3,5 миллиона рублей) менее чем в 20 миллионов рублей. Закупались чешские вагоны в Германии, которая купила их ранее. На потраченные деньги можно было приобрести всего один новый трамвай российского производства. 

Несмотря на то, что вагоны уже немало послужили в Чехословакии (выпущены в 1980-х годах) и пережили не один ремонт, прогноз специалистов оптимистичный — ресурс еще далек от выработки, продержатся на рельсах еще лет 15. «Я думаю, что новосибирцы оценят эти вагоны — комфортные, теплые», — сказал мэр города Анатолий Локоть, комментируя покупку.

Первый заграничный трамвай вышел на маршрут №15, который охватывает почти всё левобережье. Путь от Юго-Западного жилмассива до Бугринской рощи он преодолевает примерно за полтора часа. Но в первый день, почти сразу же, в утренний час пик трамвай сбился с графика. Его снимали с маршрута из-за неисправности токоприёмника, пришлось возвращаться на ремонт в депо.

Водитель с кондуктором отмечают, что плюсов в «старой-новой» машине немало, но и недостатков хватает. Например, кнопка для открывания дверей, расположенная на внешней стороне кузова.

«С остановки, пока двери не закроются, вагон не поедет. Это хорошо с точки зрения безопасности — много было случаев падения пассажиров из дверей общественного транспорта. Но неудобно, потому что всё-таки надо попадать в график: пока двери закроются, пока откроются, опоздавшие пассажиры войдут, и начинается вся эта беготня», — делится водитель Серик Касанов. 

Сегодня экипаж трамвая состоит из трёх человек, в его составе еще один водитель, который знакомит Серика с маршрутом. Поэтому находятся время и возможность ответить на вопросы прямо в пути.

Касанова специально перевели работать в новый вагон с другого маршрута как одного из самых опытных — стаж 15 лет. Он рассказывает, что впечатлило больше всего: немецкий трамвай быстрее российского — может развивать скорость до 50 километров в час. «Можно и больше. Но больше страшно, потому что путевое хозяйство у нас в плохом состоянии», — говорит водитель.

Пока импортная «гармошка» ехала в сторону Бугринской рощи, на путях встречного направления шел ремонт. Но это не из-за нового трамвая. Купленную технику саму пришлось приспосабливать: из-за разной ширины колеи на европейских путях и российских у трамвая пришлось полностью менять колёсные пары.

«Эти вагоны удобнее, чем наши: посадочных мест больше, столпотворения народа в час пик нет, передвигаться по вагону можно свободно. Амортизация лучше, вагоны мягкие и не шумят. Мне нравится», — подхватывает разговор кондуктор Татьяна Мальцева. Она одета в тёплые куртку и шапку. И кондуктор, и водитель, немного поколебавшись, говорят, что в новом вагоне работать очень холодно.

«Холодно в кабине, холодно в салоне. Вагоны были сделаны для Европы. Но в депо нам пообещали сделать отопление всеми возможными способами в ближайшее время», — говорит водитель.

«В кабине существует кондиционер. Зимой он зачем? И так холодно, кондёр включишь и ещё больше задубеешь. Да и летом многие водители автомобилей простуженные ходят от кондиционера, и здесь, конечно, также можно простыть, ёжкин кот… Поэтому можно им и не пользоваться вообще», — добавляет, показывая на потолок, Серик.

Не очень довольны и некоторые пассажиры. «Конечно, холодно. Это не для нас трамваи, в наших обычно тепло. Здесь и при такой погоде (-10 градусов) холодно, а какие морозы на прошлой неделе были…» — делится впечатлениями пенсионерка Галина Макаревич. — Немецкий трамвай? Немцы-то хорошо делали, помню, у меня машинка немецкая была "Зингер", столько лет шила! Так что, наверное, и трамвай будет долго ходить».

Впрочем, у экипажа трамвая находятся и положительные впечатления от европейского «чуда техники». И водитель, и кондуктор отмечают, что идет трамвай значительно мягче российского. А пассажиры отмечают мягкость сидений. Кроме того, эта «гармошка» стала первым для Новосибирска трамваем с Wi-Fi. В остальных четырех закупленных вагонах он тоже будет.

Сейчас в Новосибирске 98 трамвайных вагонов, которые курсируют по десяти маршрутам. В прошлом месяце мэр Локоть пообещал горожанам «ренессанс трамвая»: так как у власти нет денег на обещанное метро, развивать планируется именно этот вид транспорта.

«Или мы будем покупать хлам, который отработан в Западной Европе, — его можно привести в нормальное состояние, но это все-таки уже секонд-хенд, вторые руки, — или новые качественные вагоны, использующие, кстати, наши разработки», — говорил мэр в октябре, но позже, видимо, поменял своё мнение. Однако в дальнейшем он всё-таки намерен покупать белорусские трамваи, о которых и шла речь осенью.

Что касается купленных чешских трамваев, ещё четыре Tatra выйдут на линию, как говорится, «в ближайшее время». Все они будут работать на маршруте №15. 

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Как «прочитать» автомобильную дорогу
Самолет NordStar получил ливрею с рычащим медведем
Минтранс призвали запретить овербукинг
Желтая Lada Kalina Путина открыла движение на трассе «Сибирь»
смотреть все