Трансгуманизм, Иммортализм, Космизм… человечество стройными колоннами движется к вечной жизни. Кстати, зачем?
Зачем, зачем… да гнить в земле никто не хочет, – вот зачем. Сама идея смерти пугает (как это так, меня больше никогда нигде не будет?!), сознание всячески противится такой перспективе и лихорадочно ищет выход. А выход простой – нужно срочно, любыми способами отменить смерть. И, желательно, по мановению волшебной научной палочки: в этом году вышло уже два тематических фильма на эту тему – слабенькое «Превосходство» и куда более мощная «Люси».
Мечта о бессмертии живет ровно столько, сколько живет человечество: ведь еще в древнейшем памятнике литературы, шумерской «Повести о Гильгамеше», главный герой отправляется за волшебным цветком, который теоретически может сделать Гильгамеша бессмертным. Увы! – искомая вечность в последний момент предательски делает герою ручкой. Несмотря на то, что он главный герой в этой повести, царь, и ВООБЩЕ. Получается, вечности плевать на наши царские желания?
Центральная идея большинства мыслителей (мечтателей) древности состоит в том, что путевку в вечную жизнь можно получить с помощью волшебных атрибутов. Продлить жизнь тела. Душа в расчет не идет: во-первых, не ясно, есть ли она вообще. Во-вторых, бесплотность – она же бесстрастность – никогда не сулила человеку никаких дивидендов. А человек, сволочь такая, не желает жить в мире без возможности быть в нем счастливым.
Только вот счастье нынче стало синонимом свободы выбора. Притом, что не все понимают, в чем собственно эта самая свобода заключается. И честно говоря, большой вопрос, – существует ли она в действительности.
Есть еще проблемка – в том, что наличие в жизни человека смерти логическим путем исключает для него эту самую свободу выбора. А эта очевидная данность, если вдуматься, бьет по главным европейским и американским ценностям – особенно по самой статУе Свободы (которая и без того стоит в последнее время не очень устойчиво).
Поэтому, начиная с шестидесятых годов, имморталисты носятся с идеей крионики – мол, еще чуть-чуть и проснемся свободными от смерти. Говорят, уже человек сто в частных клиниках Америки терпеливо ждут, когда их «разбудят». Очевидный вопрос: зачем? – их тоже совсем не занимает. И правда – вот заживем вечно, тогда и посмотрим, что с этим делать!
Зачем тебе совершенное – не болеющее и не страдающее – тело, если все, что ты с ним можешь делать – это, как та крыса, бесконечно давить на кнопку удовольствий? Зачем все эти экзоскелеты, генная инженерия, и нюх как у собаки, и глаз как у орла? Чтобы подобно Нарциссу вечно любоваться на себя, прекрасного, в зеркало?
Еще чуть-чуть и человек уподобиться современным детишкам богатых родителей – вроде бы, полный дом игрушек, а со скуки подыхает. И от этой самой скуки так и норовит все игрушки переломать – авось, родители что-нибудь новенькое купят!
Зачем природе нужен бессмертный, всемогущий, постоянно жующий, да, к тому же, еще и агрессивный поросенок, который производит такое количество фекалий, что скоро всю планету загадит? Конечно, об этом имморталисты и вовсе предпочитают не думать. Потому что для них «человек» почему-то до сих пор продолжает звучать гордо.
И правда, зачем весь этот негатив? Куда приятней мечтать о том прекрасном дне, когда совершенный Для бесконечного познания бесконечной Вселенной, ИМХО (с).
Светлана Фролова.