Томограф для поиска дефектов в самолетах разрабатывают в Томске

Томские ученые разрабатывают для отечественного авиапрома первый в РФ переносной тепловой дефектоскоп-томограф, позволяющий находить скрытые дефекты в панелях самолетов, а также программное обеспечение для подобных зарубежных приборов по заказу авиастроительной корпорации Airbus, сообщил РИА Новости профессор Томского политехнического университета (ТПУ) Владимир Вавилов.

По словам ученого, еще в конце 1980-х годов ученые вуза получили советский патент на применение принципа тепловой томографии. В настоящее время на основе метода в ТПУ разрабатывают новый тип прибора для поиска дефектов в композиционных материалах, используемых в авиастроении.

«Речь о дефектах, которые возникают в панелях из углепластика — в фюзеляже, элеронах, закрылках, рулях высоты и направления самолетов — из-за ударов багажа при погрузке, столкновения с птицами, града и тому подобных причин. Такие дефекты не видны на поверхности, они "уходят" внутрь материала и представляют опасность при дальнейшей эксплуатации самолетов. Мы предлагаем новый способ обнаружения дефектов», — сказал Вавилов.

Он отметил, что пока для выявления таких дефектов используется ультразвуковой метод, но он является точечным и требует много времени для сплошного осмотра поверхностей большой площади. Прибор томских ученых включающий инфракрасный тепловизионный модуль, источник нагрева и специализированный софтвер, позволит контролировать одновременно значительные участки самолета.

Он подчеркнул, что прибор является безопасным для персонала, обеспечивая при этом высокую производительность испытаний. Портативный тепловой дефектоскоп-томограф может быть использован для неразрушающего контроля композиционных материалов как на заводах-изготовителях, так и в ангарах авиационно-технических баз аэропортов.

«Финансирование проекта со стороны университета — 7 миллионов рублей, еще столько же — со стороны корпорации Airbus в качестве софинансирования. Для РФ мы делаем компактный прибор, не имеющий отечественных аналогов, для Airbus разрабатываем "начинку" для западных дефектоскопов, то есть программный продукт», — уточнил профессор.

Еще по теме
Утвержден третий этап модернизации БАМа и Транссиба
Скорость движения авто по городу приблизится к человеческому шагу
Дорогу к аэропорту в Шерегеше оценили в 7,4 млрд рублей
Травников дал надежду на открытие станции метро «Спортивная»
смотреть все