Пономарев: Стану мэром — сбрею бороду

В редакции Sibnet.ru состоялся интернет-мост с депутатом Государственной Думы Ильей Пономаревым, некоторое время назад громко заявившим о своем желании побороться на выборах за пост мэра Новосибирска. В течение нескольких дней наши пользователи из разных уголков Сибири прислали ему около тысячи вопросов. Илья Пономарев поделился планами развития Сибири и Новосибирска в случае его избрания мэром и рассказал о своем отношении к гей-парадам.

— У нас немалое количество мощных субъектов в Сибири, и мы вполне можем быть самодостаточными, если поменять налоговую систему. Уже сейчас в законодательстве есть норма, по которой налоги должны делиться 50 на 50 между регионами и Москвой. На данный момент это разделение — 76 на 24. То есть партия "Единая Россия", которая отвечает за составление бюджета, их министр финансов, их председатель бюджетного комитета в Государственной Думе Андрей Макаров — все они действующее российское законодательство абсолютно игнорируют. Тот самый закон, который сами приняли. Нужно просто изменить пропорцию на ту, что прописана в законодательстве, и жизнь у нас изменится кардинально. И я как раз тоже об этом говорил с президентом, о том, что его предшественник Дмитрий Анатольевич обещал триллион рублей отдать в муниципалитеты. Новосибирск, кстати,  — это один из немногих городов страны, в котором бюджет сравнительно сбалансирован и который не столь сильно зависит от внешних дотаций. Но ведь есть большое количество городов поменьше, взять, например, Бердск с Ильей Потаповым, которого я давно и хорошо знаю, который сейчас находится за решеткой. Он говорил: "Я в ужасе, я не знаю, что делать, потому что город полностью на внешней игле". И сложные отношения с областными властями просто неминуемо его привели в то место, где он сейчас находится. Потому что он оказался между молотом и наковальней. Потому что он должен был либо предать свои взгляды, идеалы, либо вот получилось то, что получилось... В Новосибирске ситуация другая.

Что касается переноса столицы, то я являюсь старым, давним и твердым последователем этой идеи. Всегда ее пропагандировал. Я считаю, что столица должна быть в Сибири, но я не уверен, что столицей должен быть Новосибирск. Хотя, безусловно, будучи избранным мэром, я буду отстаивать именно эту точку зрения. Мы хорошо подходим для роли столичного города. Если бы я был на месте федерального руководства, я бы вообще взял какой-то очень маленький городок. Надо идти таким путем, потому что столица должна быть там, куда чиновник добровольно не поедет. Для того чтобы отделить бизнес и власть друг от друга. Новосибирск слишком хороший город для этого, и к нам вся эта свора переедет очень быстро. Придется применять еще особые усилия для того, чтобы ограничивать, чтобы окопавшиеся там питерцы и москвичи не перебрались бы после этого в Новосибирск и не были бы тут лишними ртами.

— Что касается геев, то народу подкинули тему, которая не имеет отношения к реальным проблемам общества. Я, конечно, категорически против, когда кто-то что-то навязывает.

Я много раз говорил с лидерами ЛГБТ-общины о том, что не надо устраивать эти гей-парады и так далее, мол, вы себе вредите, вы просто провоцируете людей на противостояние и в конечном итоге вам будет хуже. Собственно, этого они и добились, потому что не говорили бы каждый день про гей-парады, никто бы никакие законы на эту тему не принимал.

С другой стороны, мотивация власти мне очень хорошо понятна — когда в стране все рушится, проблема с ценами, проблема с ЖКХ... Вот и нашли врага, на котором безопасно можно оттоптаться. Можно говорить: вот какая Единая Россия молодец, она поднимает важнейшие для жизни страны вопросы!

— Я принципиально вышел из партии, я хочу быть непартийным мэром, который объединил бы разные слои общества, у которых должны быть две вещи общие: первое — люди должны хотеть развития, должны чего-то вообще в жизни в принципе хотеть; второе — это должны быть люди труда, не те, которые чего-то делят, пилят и тащут, а те, которые сами работают. Вот они — мои избиратели, и я уверен, что у нас в городе их большинство. К концу моего первого мэрского срока вы будете ставить город Новосибирск в пример и Москве, и Питеру, и другим городам России. Потому что это будет город самый активный, самый динамичный, самый продвинутый. Есть много моделей развития, как у китайцев например, и мы сделаем ровно то же самое.

Что касается моих действий после избрания, самое первое, чем придется заниматься — это бюджет, потому что выборы будут в середине сентября, и как раз останется полтора месяца на принятие годового бюджета города. И я хочу сделать такую вещь как "прямая демократия". Я хочу отдать значительную часть бюджета на составление и реализацию территориальным органам общественного самоуправления, ТСЖ, домовым комитетам, то есть первичным организациям. Почему? Потому что люди сами знают, что вот здесь им надо положить асфальт, здесь им надо покрасить дверь в подъезде, здесь у них труба течет... Не надо это решать централизованно. Мы ведь прекрасно знаем, как у нас асфальт сначала кладут, а потом под ним трубу копают. Если эти деньги будут у людей, они этого не сделают.

— Проблема мигрантов очень серьезная, и это проблема, которая провоцирует огромное количество конфликтов и будет провоцировать их еще больше. К счастью, в Новосибирске эта проблема стоит не так остро, как в других городах, несравнима с тем, что происходит сейчас, например, в Питере, или в Москве, или в Воронеже. У нас есть несколько районов в городе, где эта проблема локальна, например Затулинка, МЖК, возле барахолки, где живет очень много пришельцев из других регионов. И там это надо решать.

Сейчас, к сожалению, городские власти пошли по пути строительств целых гетто. Например, у нас позавчера была дискуссия с жителями Затулинки, они жаловались на то, что пришельцы скупают частный сектор, в итоге прописываться они там не могут, соответственно на социальную сферу возникает нагрузка. Из-за этого огромное количество конфликтов, пожары там идут, короче все 134 удовольствия. И это прямой результат городской политики в этой сфере.

Нужно убирать экономические предпосылки для миграции. Ту же самую барахолку надо убирать. Что еще важно, сейчас у меня с местными националистами, с Ростиславом Антоновым идет дискуссия на эту тему; что делать, например, в вопросе строительства мечетей в городе? Я против каких бы то ни было запретов и считаю, что запретами проблему не решить, она загоняется вглубь и в итоге только провоцирует напряженность. Та мечеть, которая сейчас запланирована для строительства в "Родниках", строится умеренным крылом российских мусульман, не радикальным, но у меня возникает вопрос: а кто-нибудь вообще проводил хоть раз анализ, сколько и где живет мусульман? Когда была построена мечеть на улице Ватутина, я это понимаю, там район, где достаточно много пришельцев с юга. В "Родниках" зачем? Кроме того, на Ватутина она построена рядом с православным храмом, соответственно у людей есть выбор, они друг с другом не конкурируют и не конфликтуют. В "Родниках" единственная церковь — старообрядческая, храма РПЦ там нет. Понятно, откуда возникает межэтническая напряженность. Что должна делать мэрия? Она должна понимать, где можно ставить, где нельзя ставить. И, конечно, она должна заботиться, прежде всего, о традиционной культуре. А вообще я глубоко убежден, что если бы у нас строилось достаточное количество школ, то не было бы такой проблемы со строительством разных объектов культа. Потому что это вопрос образования. Религия, мы же знаем, — это опиум для народа!

— В свое время я отпустил бороду на дефолт 1998 года. И сказал, что я ее сбрею тогда, когда в стране начнет что-то меняться. Я считаю, что мое избрание мэром Новосибирска — это достойный повод для того, чтобы сказать: "Лед тронулся, господа присяжные заседатели". Можно будет и сбрить.